Газета «Учет. Налоги. Право - Москва» № 22/2009

«…У нас есть автотранспорт, который используется в деятельности, в том числе для доставки грузов покупателям. Автотранс­портным предприятием наша компания не является, поэтому форму путевых листов мы разработали сами. Однако при проверке форма наших путевых листов инспекторов не устроила и они сняли нам расходы на ГСМ. Основанием послужило то, что в листах не было данных о пробеге автомобилей. Насколько это правомерно?.. »
Из письма главного бухгалтера Венеры Цветаевой, г. Москва

Отвечала Алина Демидова, эксперт «УНП»

Венера, такие претензии не редкость. Ведь по убеждению чиновников подтвердить, что автомобиль использовали в служебных целях, и обосновать расходы на его содержание, в том числе ГСМ, можно только путевым листом (письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.08 № 20-12/064123.2).

Однако компаниям нередко удается доказать неправомерность претензий инспекторов. Подтверждает это и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.04.09 № КА-А41/2439-09. В данном деле инспекторы, как и в вашем случае, посчитали, что компания неправомерно списала затраты на ГСМ, так как в путевых листах не было данных о пробеге. А в таком случае инспекторы лишены возможности проверить обоснованность расходов на приобретение горюче-смазочных материалов. Но судьи инспекторов не поддержали, посчитав, что путевой лист не единственный документ, которым можно подтвердить обоснованность расходов на бензин. По их мнению, можно обойтись счетами-фактурами, в которых были указаны наименование товара, его количество и цена, платежными поручениями и выписками банка. Кроме того, инспекторы не смогли доказать и обратное. А именно, что приобретенные горюче-смазочные материалы были использованы компанией в непроизводственных целях.

Некоторые судьи считают, что путевой лист и вовсе необязателен. Расходы на ГСМ, по их мнению, можно подтвердить без него, например, книгами движения талонов на бензин, счетами на ГСМ и др. (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.06.07 № КА-А40/4867-07). Однако такой подход означает гарантированный спор с инспектором, по­этому путевые листы безопаснее оформлять и отмечать в них дату, время и показания одометра при выезде и заезде машины на стоянку. Тем более что эти данные теперь входят в число обязательных для всех компаний реквизитов путевых листов (приказ Минтранса России от 18.09.08 № 152). Данные о маршруте и расходе ГСМ в число обязательных реквизитов не вошли, но ими также пренебрегать не стоит, иначе будет сложно убедить инспекторов в производственном характере поездок.

Напомним, что изменились и сроки составления путевых листов. Прежде чиновники разрешали составлять путевой лист обычным компаниям и раз в квартал (письмо Минфина России от 16.03.06 № 03-03-04/2/77). Теперь максимальный срок, на который он может быть оформлен, – месяц.