Автор: Тарасова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При осуществлении расчетов за оказание услуг учреждения культуры (не все) должны применять ККТ. Игнорирование этой обязанности чревато санкциями, которые предусмотрены ст. 14.5 КоАП РФ. Названной статьей определены несколько составов правонарушений и санкции за них. За что и как могут наказать учреждение, не применяющее ККТ при расчетах, расскажем в данном материале, исходя из норм закона, разъяснений чиновников и судебной практики.

Общие правила применения ККТ

В силу п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ включенная в соответствующий реестр ККТ подлежит применению на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом.

Согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ под расчетами понимается, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Иными словами, расчетами признаются прием (получение) и выплата денежных средств за товары, работы, услуги как в наличном, так и в безналичном порядке. Применять ККТ по общему правилу должно то лицо, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги (Письмо Минфина РФ от 07.09.2021 № 30-01-15/72134). При этом расчеты с предъявлением электронного средства платежа к безналичным расчетам не относятся.

Законом № 54-ФЗ также предусмотрено, что при каждом расчете должен выдаваться кассовый чек или БСО.

Обратите внимание: при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями (за исключением расчетов с предъявлением электронного средства платежа) применение ККТ не требуется (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

ФНС в Письме от 18.11.2020 № АБ-4-20/18887@ подчеркнула: применение ККТ и выдача (направление) покупателю кассового чека гарантируют прежде всего защиту прав потребителя, а также способствуют минимизации схем уклонения от налогообложения. При этом в случаях осуществления расчетов между организациями документами, подтверждающими расчеты, могут являться счет-фактура, банковская выписка, первичные учетные документы.

Какие учреждения обязаны применять ККТ?

Учреждения культуры, оказывающие услуги, наравне с иными хозяйствующими субъектами обязаны применять ККТ при осуществлении расчетов.

К сведению: согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ автоматизированная система для БСО – это ККТ, которая приспособлена только для формирования БСО. При этом реквизиты, которые в соответствии со ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ в обязательном порядке должны содержать БСО, аналогичны реквизитам кассового чека. Словом, обычная ККТ может применяться для реализации как товаров, так и работ (услуг), автоматизированная система для БСО – только для реализации работ (услуг). При этом кассовые чеки и БСО имеют одинаковые обязательные реквизиты.

Таким образом, учреждения культуры при осуществлении расчетов за оказанные услуги вправе выдавать вместо кассового чека БСО, сформированный автоматизированной системой.

Однако для некоторых учреждений культуры Законом № 54-ФЗ установлены привилегии в части использования ККТ. Так, согласно ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе не применять ККТ:

  • государственные (муниципальные) библиотеки при оказании населению платных услуг, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2019 № 2315-р (п. 12);

  • дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании населению услуг за безналичный расчет (п. 13);

  • муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (при условии, что перечисленные учреждения расположены в сельской местности) при осуществлении расчетов за оказанные ими населению услуги в области культуры. Перечень таких услуг утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 № 2949-р (п. 15).

Вместе с тем под действие льготы, установленной п. 15 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, не подпадают муниципальные учреждения культуры, которые находятся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственными населенными пунктами муниципальных районов), поселках городского типа.

Обратите внимание: не нужно применять ККТ при выдаче сотрудникам учреждения заработной платы, оказании материальной помощи и осуществлении других выплат, при выдаче денежных средств под отчет и возврате сотрудниками в кассу учреждения неизрасходованных денежных средств, ранее выданных им под отчет (см. также Письмо ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@).

Санкции за нарушение правил применения ККТ

За нарушение порядка применения ККТ ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Данной статьей установлены несколько составов правонарушений и санкции за них.

Статья 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники» КоАП РФ

Состав правонарушения

Санкции

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях (ч. 2)

1. Штраф в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, произведенного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб. – для должностного лица.

2. Штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета, произведенного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. – для организации

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2, при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн руб. и более (ч. 3)

1. Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет – для должностного лица.

2. Приостановление деятельности на срок до 90 суток – для организации

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч. 4)

1. Предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб. – для должностного лица.

2. Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. – для организации

Непредставление организацией информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении ККТ (ч. 5)

1. Предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб. – для должностного лица.

2. Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. – для организации

Ненаправление организацией при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ (ч. 6)

1. Предупреждение или штраф в размере от 2 000 руб. – для должностного лица.

2. Предупреждение или штраф в размере 10 000 руб. – для организации

При применении обозначенных санкций специалисты ФНС в Письме от 24.08.2021 № АБ-4-20/11905@ (далее – Письмо № АБ-4-20/11905@) рекомендовали налоговикам (именно они наделены полномочиями штрафовать на основании ст. 14.5 КоАП РФ) обратить внимание на ряд судебных постановлений, в которых решался вопрос о привлечении пользователей ККТ к ответственности. О том, на какие моменты указали налоговики, расскажем далее.

Особенности назначения штрафа за неприменение ККТ

Что понимать под неприменением ККТ, Пленум ВАС разъяснил еще в Постановлении от 31.07.2003 № 16. Однако этими разъяснениями нужно руководствоваться с учетом нынешних реалий. К примеру, в постановлении сказано, что под неприменением ККТ следует понимать в том числе использование ККТ, не включенной в государственный реестр. Но сейчас этот реестр не ведется, так как ФНС уполномочена вести свой реестр ККТ и реестр фискальных накопителей (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831).

Для НКО штраф может быть заменен предупреждением

Ответственность за неприменение ККТ, предусмотренная ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, для некоторых лиц смягчена Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ. В частности, для НКО (а также для субъектов МСП) вышеназванные штрафы могут быть заменены на предупреждение. Это следует из редакций ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, которые действуют с 19.12.2020.

Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в разд. II «Особенная часть» КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться по региональным административным штрафам. Это предусмотрено новой редакцией ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Указанные поправки распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.

Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если правонарушение (расчет без применения ККТ) совершено впервые, а также при наличии предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ обстоятельств, а именно когда отсутствуют:

  • угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

  • угроза чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

  • имущественный ущерб.

Правонарушение совершено впервые: что это значит?

В Письме № АБ-4-20/11905@ ФНС по данному вопросу указала на Постановление АС СЗО от 18.03.2021 № Ф07-2219/2021 по делу № А56-48105/2020.

Обстоятельства спора таковы. При осуществлении расчетов с клиентом в безналичном порядке с помощью пластиковой карты (эквайринг) организация не применила ККТ. Соответственно, кассовый чек не был выдан (направлен) клиенту. За это организацию оштрафовали на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ на 30 000 руб. Она обратилась в суд.

Первая и апелляционная инстанции сочли штраф правомерным, но в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ заменили его на предупреждение, указав на статус организации (она являлась субъектом МСП) и на выполнение в данном случае всех условий, установленных ст. 3.4 КоАП РФ.

Однако арбитры АС СКО согласились с налоговиками, которые настаивали, что совершенное организацией правонарушение не является впервые совершенным, поскольку в 2020 году она уже привлекалась к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (апелляционная инстанция в свое время отклонила этот довод, отметив, что первое постановление не вступило в законную силу).

Кассационная инстанция разъяснила следующее. Замена наказания в виде штрафа предупреждением возможна при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 43 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены штрафа на предупреждение, основополагающим критерием для применения указанной нормы является совершение правонарушения впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, исключительна. При этом должны учитываться совершенные ранее иные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. Статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего.

В данном деле налоговый орган представил документы, подтверждающие, что организация ранее совершила аналогичное правонарушение. Поэтому оспариваемое правонарушение нельзя признать впервые совершенным.

Обратите внимание: срок давности привлечения к ответственности за нарушения в сфере применения ККТ составляет 1 год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся – с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5.

При каких условиях возможна отмена штрафа?

Если налоговый орган нарушит порядок привлечения пользователя ККТ к ответственности и это нарушение суд посчитает существенным, то постановление о штрафе суд с большой долей вероятности признает незаконным. Характерный пример – Постановление АС ЦО от 02.07.2021 № Ф10-2295/2021 по делу № А83-3031/2020 (на это решение ФНС тоже указала в вышеупомянутом Письме № АБ-4-20/11905@).

В данном деле организация была оштрафована на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ на 30 000 руб. за то, что не был распечатан и выдан чек ККТ при получении от клиента оплаты услуг наличными денежными средствами. Сам факт правонарушения организация признала, но оспорила постановление в связи с нарушением налоговиками порядка привлечения ее к ответственности.

Суды установили следующее. Для составления протокола об административном правонарушении явился представитель организации, который действовал на основании доверенности. Однако он не был допущен к рассмотрению дела якобы из-за отсутствия полномочий на представление интересов организации.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, в том числе на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Процедура составления протокола о правонарушении приведена в ст. 28.2 КоАП РФ. Именно в ней определены процессуальные гарантии лица, привлекаемого к ответственности, направленные на полное, всестороннее и объективное установление фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, а административный орган обязан предоставить привлекаемому к ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ.

Пленум ВАС еще в п. 17 Постановления от 27.01.2003 № 2 указал, что судам при рассмотрении подобных споров необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Нарушение этих положений может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ.

В деле № А83-3031/2020 полномочия, переданные организацией представителю на основании доверенности, давали последнему право представлять интересы организации при составлении налоговым органом протокола об административном правонарушении, знакомиться с материалами дела, давать объяснения по существу вменяемого правонарушения. Но поскольку такая возможность представителю не была дана, суды заключили, что допущенное инспекцией нарушение порядка привлечения организации к ответственности существенно. В таком случае оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. Аналогичный вывод сделан в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу № А33-29554/2020 (ФНС тоже указала на это решение в Письме № АБ-4-20/11905@). Правда, на этот раз речь шла о штрафе по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Но и здесь суд пришел к выводу, что факт рассмотрения дела о правонарушении в отсутствие заявителя (либо его законного представителя) является обстоятельством, влекущим отмену постановления о штрафе.

Особенности назначения штрафа за нарушение условий применения ККТ

Некорректное заполнение реквизитов чека ККТ

Пожалуй, самым распространенным нарушением условий применения ККТ является некорректное заполнение реквизитов чека ККТ, используемой при расчетах. Напомним: перечень обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности установлен ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ и Приказом ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.

На основании ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ учреждение – пользователь ККТ может быть привлечено к ответственности за нарушение порядка заполнения основных и дополнительных реквизитов кассового чека (что следует из Письма ФНС РФ от 28.07.2021 № АБ-4-20/10633@). Приведем несколько примеров по данному вопросу.

Так, в Решении Арбитражного суда Волгоградской области от 08.04.2021 по делу № А12-2786/2021 (ФНС отметила этот судебный акт в Письме № АБ-4-20/11905@) установлено, что кассовый чек, пробитый магазином покупателю, содержит реквизит «кассир: директор магазина Ф.». А расчет с покупателем осуществило иное лицо – кассир С. При этом согласно таблице 4 «Перечень реквизитов фискальных данных», приведенной в п. 8 приложения 2 к Приказу ФНС РФ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@, реквизит «кассир» (тег 1021) кассового чека должен содержать должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек и выдавшего (передавшего) его покупателю. Но в данном случае кассовый чек не содержал обязательный реквизит «кассир» и описание реквизита «должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек (БСО) и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту)». Это обстоятельство, по мнению суда, является основанием для привлечения продавца к ответственности в виде штрафа на основании ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Обратите внимание: Минфин тоже считает, что в кассовом чеке необходимы сведения о должности и фамилии лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом) и выдавшего ему чек (см. Письмо от 26.05.2021 № 30-01-15/40362). Исключение – расчеты, производимые с использованием автоматических устройств, применяемых в том числе при расчетах в безналичном порядке через Интернет.

Касательно другого реквизита чека ККТ – «адрес расчета» (тег 1009) – нужно иметь в виду следующее. Длина формата этого реквизита составляет всего 256 символов (в силу Приказа ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@). Соответственно, на практике не всегда удается указать полный адрес. В этом случае адрес можно сократить по правилам, установленным Приказом Минфина РФ от 05.11.2015 № 171н (далее – Приказ Минфина РФ № 171н). Например, вместо «проспекта» можно отразить «пр-т», вместо «бульвара» – «б-р», вместо «шоссе» – «ш.».

Таким образом, использование в чеке ККТ сокращений в адресе не является основанием для привлечения к административной ответственности, но при условии, что сокращение адреса произведено по правилам, которые установлены Приказом Минфина РФ № 171н. Такой вывод сделан в Письме ФНС РФ от 30.04.2021 № АБ-4-20/6091@.

Выдача кассового чека с неверно указанной системой налогообложения также грозит учреждению привлечением к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (см. Письмо ФНС РФ от 03.12.2020 № АБ-4-20/19907).

Однако отсутствие в печатной форме кассового чека реквизитов «номер смены», «номер чека за смену» и «адрес сайта ФНС» не влечет административную ответственность. Два первых реквизита обязательны только для электронной формы кассового чека начиная с версии 1.05 ФФД, а последний реквизит не является обязательным для печатной формы (такой вывод следует из Письма ФНС РФ от 02.04.2021 № АБ-4-20/4418@).

Нарушение требований к фискальному накопителю

Фискальный накопитель – это важная деталь кассового аппарата. Он обеспечивает хранение, кодирование и защиту всех кассовых операций. Требования к такому накопителю определены в п. 1 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ.

С 06.08.2021 организации (из-за расширения проекта по маркировке) обязаны использовать новые фискальные накопители, которые отвечают специальным требованиям, установленным Федеральным законом от 26.07.2019 № 238-ФЗ. Соответственно, начиная с указанной даты нельзя регистрировать ККТ с накопителями старого образца.

Но, как пояснила ФНС в Письме от 27.05.2021 № АБ-4-20/7307@, те экземпляры фискального накопителя, которые были зарегистрированы в налоговых органах с ККТ до 06.08.2021, можно применять до окончания срока действия ключей фискального признака. Поэтому пользователи ККТ, которые не торгуют маркированными товарами (например, учреждения культуры), вправе применять при расчетах ККТ с фискальным накопителем, который не отвечает новым требованиям, до конца срока действия. И самое главное – в этом случае учреждение не может быть привлечено к ответственности на основании ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.