Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Коллегия ВС РФ по экономическим спорам в ближайшее время рассмотрит кассационную жалобу организации-импортера, оспаривающей решение Шереметьевской таможни, отказавшей в корректировке декларации на товары в целях применения льготы по «ввозному» НДС на комплектующие для производства слуховых аппаратов.

Как все начиналось…

Для производства медицинских изделий – слуховых аппаратов организация ввезла на таможенную территорию РФ комплектующие детали (усилители, штифты, батарейные отсеки, пластины для маркировки, регуляторы громкости, защитные заглушки, триммеры, микросхемы и пр.).

На таможне ею был уплачен «ввозной» НДС с применением традиционной ставки: 18 и 20 % – в отношении деклараций на товары (далее – ДТ), представленных после 01.01.2019, от таможенной стоимости ввозимого товара (налог в общей сумме составил более 43 млн руб.).

В целях оформления документа, подтверждающего целевое назначение ввезенных товаров, организация обратилась в Минпромторг. Из министерства она получила письмо, из которого следовало, что ввезенный товар относится к жизненно необходимой медицинской технике, не имеющей аналогов, производимых на территории РФ, и не подлежащей обложению НДС.

К сведению: Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения), утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

В связи с вышесказанным организация, руководствуясь Порядком изменений в ДТ (утвержден Решением Коллегии ЕАЭК от 10.12.2013 № 289), обратилась в таможенный орган с заявлением о соответствующих коррективах для применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, приложив к нему регистрационные удостоверения, декларации соответствия, технические условия, контракты, а также документы, полученные в Минпромторге.

Однако таможенники отказалась внести соответствующие изменения (за исключением одной ДТ, излишне уплаченные таможенные платежи по которой были зачтены в счет авансовых платежей на лицевой счет общества в едином ресурсе лицевых счетов (ЕЛС)).

Полагая, что решение таможни нарушает ее права, организация обратилась в арбитражный суд.

Позиция судов трех инстанций

Арбитражный суд Московской области, поддержанный апелляционным судом и судом округа, согласились с решением таможенного органа (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2021).

Арбитры подчеркнули, что письмо Минпромторга (в ответ на запрос импортера) получено организацией уже после ввоза спорных товаров на территорию РФ и их таможенного оформления. Поскольку на момент ввоза комплектующих документ, подтверждающий целевое назначение ввозимого товара, не был представлен и отсутствовал у декларанта, внести изменения в ДТ с целью получения льготы по уплате НДС невозможно.

Позиция импортера

В кассационной жалобе организация сослалась на то, что преференция в отношении налогообложения сырья и комплектующих изделий применяется при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение товаров и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ, выданного соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В данном случае целевое назначение спорных товаров подтверждено письмом Минпромторга.

Более того, из пп. «д» п. 11 Порядка изменений в ДТ не усматривается, что освобождение от уплаты НДС ставится в зависимость от момента ввоза товара.

В общем, организация не сдавалась и обратилась с кассационной жалобой в ВС РФ.

Высшие судьи: дело будет рассмотрено Судебной коллегией

Верховный суд при изучении изложенных в кассационной жалобе доводов установил основания для ее передачи вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам – см. Определение от 08.10.2021 № 305-ЭС21-9393 по делу № А41-10540/2020.

Какие же доводы привела организация?

В кассационной жалобе она сослалась на нормы НК РФ (пп. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), согласно которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042:

  • медицинские изделия. Норма применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или (до 31.12.2021) регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ;

  • протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;

  • технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

  • очки корригирующие (для коррекции зрения), линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения).

Не подлежит налогообложению сырье и комплектующие изделия, которые предназначены для производства товаров, указанных в абз. 3 пп. 2 ст. 150 НК РФ, и аналоги которых не производятся в РФ.

К сведению: положения абз. 3 пп. 2 ст. 150 НК РФ применяются при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке.

Целевое назначение спорных товаров, как указывает заявитель, подтверждено письмом Минпромторга (от 16.08.2019).

Пункт 3 ст. 112 ТК ЕАЭС допускает внесение изменений (дополнений) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

В соответствии с пп «д» п. 11 Порядка изменений в ДТ изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.

Таким образом, по мнению организации, в рассматриваемом случае освобождение от уплаты НДС гарантировано ст. 150 НК РФ и не ставится (с учетом пп. «д» п. 11 Порядка изменений в ДТ) в зависимость от момента ввоза товара.

Право на освобождение от уплаты НДС в этом и подобных случаях связано исключительно с соблюдением сроков для обращения в таможенный орган и предоставлением необходимого полного пакета документов, подтверждающих в том числе целевое назначение товара.

Указанные условия, по мнению общества, им соблюдены в полном объеме, а правовая позиция таможенного органа о недопустимости заявления об освобождения от НДС после выпуска товаров фактически означает наличие необоснованного запрета на применение налоговой льготы и ставит заявителя в неравное положение с другими участниками ВЭД.