Цумина Анастасия, эксперт

журнал «Юрист компании» № 12/2008

Как обычная отсрочка платежа может снизить сумму долга? Когда нужен единый документ об отсрочке или рассрочке? Почему рискован простой обмен письмами между контрагентами?

В условиях кризиса многие компании, которые зарекомендовали себя добросовестными партнерами, не могут своевременно исполнить обязательства по оплате по той простой причине, что у них нет денежных средств. Их собственные должники находятся в аналогичной ситуации.

Если контрагентов связывают давние отношения, то с учетом нынешней ситуации на рынке кредитор в состоянии понять, что невозможность оплаты в определенную договором дату связана не с нежеланием выполнять свои обязательства, а с так называемыми «кассовыми разрывами» у должника (то есть нерегулярными поступлениями денег на счета). Поэтому остро встает вопрос о том, каким образом скорректировать условия оплаты «мирным путем», не разрывая длительные договорные отношения и не теряя партнеров.

Одним из способов может стать договоренность с кредитором об отсрочке или рассрочке платежа. Предоставив информацию о том, когда ожидается фактический приток денежных средств и чем для кредитора выгодна такая «лояльность», должник может убедить его подождать. А для вновь заключаемых договоров с новыми компаниями можно сразу предусмотреть некоторые «хитрости», которые помогут должнику выиграть время.

«Проценты и неустойка за пропуск первоначального срока оплаты начисляются только до даты заключения соглашения об отсрочке или рассрочке»

Отсрочка и рассрочка спасают от неустойки

Получив согласие на изменение сроков оплаты, должник не только «страхуется» от того, что кредитор пойдет в суд, но и автоматически избавляется от обязанности платить за просрочку, договорную неустойку или проценты по статье 395 Гражданского кодекса. Согласно пункту 3 статьи 453 Гражданского кодекса, в случае изменения договора обязательства сторон считаются измененными с момента заключения соглашения об этом.

Поэтому проценты и неустойка за пропуск первоначального срока оплаты начисляются только до даты заключения соглашения об отсрочке или рассрочке. Если же это соглашение подписано еще до наступления срока платежа по договору, то никаких процентов и неустойки вообще не будет. Точнее, они будут рассчитываться только с момента просрочки уже новой даты оплаты (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.05 № Ф08-1293/2005, от 03.10.06 № Ф08-4758/2006).

Но чтобы договоренность об отсрочке или рассрочке имела юридическую силу, ее необходимо правильно оформить. Иначе кредитор впоследствии может отказаться от своих обещаний и потребовать долг с неустойкой или процентами, рассчитанными со дня платежа, установленного в договоре.

Чтобы обменяться письмами по факсу, нужны специальные условия договора

Самый безопасный способ обмена письмами об отсрочке или рассрочке – это пересылка почтой оригинальных документов (с собственноручными подписями полномочных представителей компаний). Но этот вариант занимает много времени. Быстро решить вопрос об отсрочке или рассрочке можно с помощью обмена документами по факсу. Однако такая переписка будет иметь юридическую силу лишь при наличии в договоре между контр-агентами двух специальных условий.

Во-первых, нужна оговорка о том, что любая переписка, касающая-ся договора, может вестись посредством факсимильной связи, а подписи полномочных представителей сторон в такой переписке имеют силу собственноручных. Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского кодекса, в договоре, а значит, и в соглашениях о его изменении или расторжении должны стоять собственноручные подписи представителей контрагентов. Любое иное воспроизведение подписи допускается, только если это прямо предусмотрено в договоре.

Во-вторых, важно указать в договоре кон-кретные номера факсов, которые фактически использует каждая из сторон. Если возникнет спор, это условие поможет доказать, что полученный документ исходил от конкретной компании. Изменение договора путем обмена документами с помощью любого вида связи должно обеспечивать возможность достоверно установить, что документ исходит от стороны договора (п. 2 > ст. 434 ГК РФ). Между тем компании не всегда отправляют факсы с телефонного номера, абонентом которого они официально являются.

Например, может использоваться телефонный номер в арендуе-мом офисе, который зарегистрирован на арендодателя. Кредитор может отказаться от своего письма о предоставлении отсрочки или рассрочки, если на факсимильной копии стоит не его телефонный номер. Во всяком случае такие отговорки помогают компаниям отказаться от заключенных по факсу договоров (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.08.07 № Ф08-5000/2007).

Иногда не обойтись простым обменом письмами

Договоренности об отсрочке или рассрочке платежа нередко достигаются в ходе переписки сторон, а также в результате устных переговоров. Должник указывает реальные сроки, в которые он готов перечислить оплату, предлагает график рассрочки платежей, а кредитор соглашается с ними либо указывает сроки, удобные ему. Важно, чтобы конечный вариант, устраивающий обе стороны, был оформлен надлежащим образом.

Тут нужно помнить о том, что отсрочка и рассрочка, по сути, представляют собой изменение первоначального условия договора о порядке оплаты. Поэтому, чтобы соответствующие договоренности имели юридическую силу, надо соблюсти все формальности. А именно требуется наличие соглашения об отсрочке или рассрочке в той же форме, в которой был заключен сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ).

Здесь возникает закономерный вопрос: обязательно ли подписывать двусторонний документ, если сам договор был заключен в форме единого документа, или допускается обмен письмами (оферта – акцепт)? Понятно, что двустороннее соглашение об отсрочке или рассрочке – идеальный вариант для должника, полностью нивелирующий риск последующего отказа кредитора от этого соглашения. Но такой вариант может быть неудобен, если компании находятся в разных городах.

Представляется, что двустороннее соглашение в виде единого документа все-таки необязательно. За исключением некоторых случаев, о которых будет сказано ниже. В пункте 1 статьи 452 Гражданского кодекса говорится о соответствии формы договора и формы соглашения о его изменении.

Однако соблюдение письменной формы договора (а значит, и соглашения о его изменении), согласно статье 434 Гражданского кодекса, возможно не только путем составления одного документа, но и обмена письмами, в которых выражена воля сторон по поводу заключения (в нашем случае – изменения) договора. И эти способы совершенно равноценны. По сути, это лишь вариации одной и той же формы договора – письменной. Следовательно, тот факт, что договор был заключен в форме одного документа, не лишает стороны возможности изменить его условия путем обмена письмами.

Однако без соглашения в виде единого документа не обойтись, если в договоре есть соответствующее условие: «Внесение изменений в настоящий договор оформляется путем подписания сторонами единого документа».

Кроме того, безопаснее все-таки составить единое соглашение, когда речь идет о расчетах по договору, который в силу прямого указания закона может быть заключен только в виде одного документа – купли-продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ), аренды недвижимости (п. 1 ст. 651 ГК РФ), страхования (п. 2 ст. 940 ГК РФ). Свежей арбитражной практики по таким спорам пока нет. Однако есть судебные решения по вопросу оформления расторжения договоров. Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса, к оформлению расторжения и изменения договора предъявляются одинаковые требования.

Имеющаяся арбитражная практика неоднородна. В одних случаях суды приходят к выводу, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный в виде единого документа, вполне допустимо расторгать с помощью обмена письмами (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.09.06 по делу № Ф09-7799/06-С4). В других случаях суды не принимают во внимание такие письма, считая, что расторжение договора возможно только в форме единого соглашения (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.06 по делу № Ф03-А51/06-1/1524). Поэтому во избежание рисков лучше все-таки составить единый документ.

Если встреча полномочных представителей сторон ради подписания соглашения об отсрочке или рассрочке затруднительна, можно использовать простой способ. Одна сторона составляет два экземпляра предварительно согласованного и одобренного (например, по электронной почте) варианта соглашения, подписывает его со своей стороны и отправляет контрагенту по почте. Контрагент подписывает это соглашение, один экземпляр оставляет себе, а второй возвращает первой стороне. Таким образом, получается единый документ, подписанный обеими сторонами.

«Отсрочка и рассрочка, по сути, представляют собой изменение первоначального условия договора о порядке оплаты»

При обмене письмами важны детали

В условиях, когда допускается простой обмен письмами (просьба должника об отсрочке или рассрочке – согласие кредитора), важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Первое. В итоге на руках у должника должны оказаться два письма. На практике часто бывает, что свое согласие кредитор дает в электронном виде (при отсутствии в договоре условия об обязательности для сторон переписки в такой форме). Или вообще устно. Если за переговоры с контрагентом отвечают не юристы, а менеджеры специального отдела, то без предварительных юридических инструкций они вполне могут удовлетвориться согласием в подобной форме и не попросить у кредитора письменного подтверждения. Но в таком случае при возникновении спора компания-должник не сможет подтвердить в суде двусторонний характер письменного изменения условий договора. А поскольку одностороннее изменение договора не допускается (ст. 310 ГК РФ), в глазах суда наличие письма одного только должника без письменного ответа кредитора не имеет никакого значения.

Поэтому для расчета неустойки они определяют период просрочки платежа без учета переноса даты оплаты (см., например, постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.01.06 № А79-5889/2005, от 22.07.08 № А28-10494/2007-322/22). Настолько же важно сохранить копию своего исходящего письма с просьбой об отсрочке и доказательства его отправки кредитору. В противном случае письмо кредитора как односторонний документ тоже не имеет никакой силы. Если же просьба об отсрочке или рассрочке была в устной форме или отправлялась по электронной почте, лучше подстраховаться: в ответ на письменное подтверждение кредитора отправить письмо, где выразить согласие с изменением сроков оплаты по конкретному договору.

Второе. Нужно, чтобы в обоих письмах речь шла об одних и тех же условиях изменения порядка платежа. Проще говоря, кредитор должен дать согласие именно на те условия рассрочки или отсрочки, которые предложил должник. То есть важно, чтобы в письме кредитора полностью были воспроизведены условия, предложенные должником, либо содержалась прямая отсылка на исходное письмо должника. Например: «В ответ на ваше письмо от такого-то числа с таким-то исходным номером сообщаем о согласии предоставить вам отсрочку платежа по договору от такого-то числа с таким-то номером». Иначе в случае спора невозможно будет доказать суду, о каких именно условиях договорились стороны.

Кроме того, если в своем ответе кредитор укажет иные условия, чем предложил должник, то это уже не акцепт, а новая оферта (ст. 443 ГК РФ). Тогда должнику необходимо отправить еще одно письмо кредитору – о согласии с его условиями. Например, должник попросил отсрочку платежа на два месяца. Кредитор ответил о своем согласии предоставить отсрочку, но только на полтора месяца. Должника это в принципе устраивает. Но если он письменно не подтвердит свое согласие с такой отсрочкой, то юридически изначальный срок платежа по договору останется неизмененным.

Третье. Надо проверить полномочия лиц, ведущих переписку об отсрочке и рассрочке. Как со стороны должника, так и со стороны кредитора это могут быть только те, у которых есть полномочия изменять договоры, заключенные от имени компании. В противном случае переписка об отсрочке или рассрочке не будет иметь юридического значения для сторон.

В частности, бывает, что за лицо, имеющее право действовать от имени компании без доверенности (например, за генерального директора), расписывается другое лицо (см., например, постановление Федерального арбитражного округа от 27.04.04 № Ф09-1156/04-ГК). Или документ подписывает какой-нибудь заместитель руководителя, не наделенный такими полномочиями. Все эти риски сущест-вуют и при заключении договора. Но в связи с изменением условия об оплате есть один специфический риск.

В компаниях с большим количеством контрагентов у менеджеров по продажам, как правило, есть доверенности на заключение договоров. Необходимо учитывать, что изменять условия уже заключенных договоров они вправе, только если это прямо отмечено в доверенности либо когда доверенность выдана на совершение любых сделок от лица компании. Ведь доверенность – это уполномочие на совершение сделки (п. 1 ст. 185 ГК РФ). А сделками считаются действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Следовательно, если доверенность выдана только на заключение договоров (то есть на установление гражданских прав и обязанностей), то она не дает полномочий на изменение этих прав и обязанностей. Эта тонкость очевидна для юристов, а вот другие сотрудники компании, занимающиеся закупками и продажами, могут ее вообще не уловить и искренне считать, что они вправе подписывать документы об отсрочке или рассрочке. Впоследствии кредитор может воспользоваться тем, что с его стороны или со стороны должника письмо подписал сотрудник, не имевший таких полномочий, и «откреститься» от своих обещаний.

Поэтому при обмене письмами об отсрочке или рассрочке необходимо проверять, кем они подписаны, есть ли у этих людей соответствующие полномочия, а если на письме кредитора проставлена подпись руководителя компании, стоит сверить ее с другими образцами подписи, имеющимися у компании-должника (например, на договоре).

При любом сомнении в том, что три выше-указанных условия соблюдены, лучше предложить кредитору подписать единый документ (соглашение) об отсрочке или рассрочке платежа.

«Тот факт, что договор был заключен в форме одного документа, не лишает стороны возможности изменить его условия путем обмена письмами»

Когда за переговоры об отсрочках и рассрочках платежей отвечают специальные отделы компании, необходим механизм информирования юридической службы

Это поможет обеспечить своевременное правильное оформление достигнутых договоренностей без юридических накладок, которые обычные менеджеры могут просто не посчитать существенными.

Обмен письмами об отсрочке или рассрочке по электронной почте слишком рискован

Электронный документ может иметь юридическую силу, только если он подписан с помощью электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ). Но эта подпись имеет силу собственноручной лишь при соблюдении ряда условий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»): – сертификат ключа подписи действует на момент проверки подписи или на момент подписания документа.

Если сертификат на момент проверки утратил силу, необходимо точно установить момент подписания, обратившись к специалистам;
– специализированная организация (удостоверяющий центр) подтвердила подлинность ЭЦП в электронном документе;
– подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. Каждый сертификат дает право на подписание конкретных видов документов. Если компания оформила своему представителю в специализированной организации сертификат ЭЦП только для подписания налоговой отчетности (что чаще всего и бывает), то в любых других документах эта подпись не имеет никакой силы.

Должник письменно попросил отсрочку, кредитор согласился. С какого момента считается заключенным соглашение?

С момента получения должником письма кредитора о согласии предоставить отсрочку (п. 1 ст. 433 ГК РФ). При условии, что это согласие безоговорочно, то есть не содержит иных условий отсрочки, чем предложил должник.