Автор: Серова А. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Подпунктом 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность. Названная норма действует с 01.01.2020. Расходы признаются на дату передачи созданных объектов социальной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (пп. 11 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.12.2021 № 03-03-07/100191).

Регулятор сразу предупредил, что под действие пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ не подпадают расходы организации в виде денежных средств, безвозмездно перечисленных в соответствующий бюджет (Письмо от 20.01.2020 № 03-03-07/2346).

А в Письме от 14.05.2021 № 03-03-06/1/36888, отвечая на вопрос, можно ли на основании пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ учесть расходы, связанные с разработкой безвозмездно переданной проектно-сметной документации на объект социальной инфраструктуры, финансовое ведомство ответило так:

  • в силу п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не уменьшают базу по налогу на прибыль, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ;

  • расходы, связанные с разработкой безвозмездно переданной проектно-сметной документации на объект социальной инфраструктуры органам государственной власти и органам местного самоуправления, не учитываются передающей организацией в целях налогообложения прибыли.

Проще говоря, поскольку проектная документация – еще не объект социнфраструктуры, затраты на ее разработку нельзя включить в состав внереализационных расходов на основании пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ.

О видах объектов социальной инфраструктуры

Какие объекты подпадают под действие этой нормы?

Минфин в Письме от 15.04.2022 № 03-03-06/1/33589 сообщил, что гл. 25 НК РФ не содержит определения объектов социальной инфраструктуры. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно использовать определения из других отраслей законодательства РФ.

Обратите внимание: организации могут осуществлять затраты на создание объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. Но в пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ названы только объекты социальной инфраструктуры. Поэтому, сославшись на данную норму, не получится учесть для налогообложения затраты на строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктур. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 11.11.2021 № 03-07-11/90831 и от 12.05.2020 № 03-03-06/1/38161.

Градостроительный кодекс тоже не содержит определения объектов социальной инфраструктуры. Однако в этом кодексе есть определение понятия «программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа». Это документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.

Также имеется Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050, которым утверждены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов. Тем не менее и в нем нет нужного нам определения или перечня объектов социальной инфраструктуры.

Постановление Правительства РФ от 14.05.2014 № 432 принято в отношении объектов социальной инфраструктуры для детей. Из него следует, что к указанным объектам относятся объекты, предназначенные для оказания социальных услуг детям в целях обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, а также их социальной защиты и социального обслуживания. Значит, аналогичные объекты для взрослого населения также нужно относить к объектам социальной инфраструктуры.

Сделанный вывод подтверждается Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2021 № 1486-р, которым утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых не является объектом государственной экологической экспертизы. В перечне названы следующие объекты капитального строительства:

  • предназначенные для размещения разного рода образовательных организаций;

  • предназначенные для размещения всевозможных больниц и госпиталей, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов, домов (больниц) сестринского ухода, хосписов, диспансеров, амбулаторий, поликлиник, женских консультаций, домов ребенка, молочных кухонь, специализированных медицинских центров, организаций скорой медицинской помощи и переливания крови;

  • предназначенные для размещения специальных домов для одиноких престарелых, специальных домов-интернатов, пансионатов для престарелых и инвалидов, ветеранов ВОВ, боевых действий, военной службы, ветеранов труда, домов милосердия, домов ночного пребывания;

  • объекты специализированного жилищного фонда;

  • предназначенные для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, читальных залов, медиатек, театров, филармоний, концертных залов, планетариев;

  • площадки для занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, оборудованные площадки для занятий спортом, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны;

  • многоквартирные дома, жилые дома блокированной застройки;

  • административные здания, предназначенные для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов, организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность, избирательных комиссий, многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг;

  • административные здания, предназначенные для размещения подразделений аварийно-спасательных служб, воинских частей (органов, организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции) войск национальной гвардии РФ, МЧС, МВД;

  • объекты религиозного назначения.

Еще более широкий список объектов, относящихся к социальной инфраструктуре, имеется в Распоряжении Правительства РФ от 19.08.2020 № 2134-р, которым утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых не является объектом государственной экологической экспертизы.

Полагаем, представленные в названных распоряжениях Правительства РФ перечни помогут понять, можно ли учесть в составе внереализационных расходов затраты на создание конкретного объекта, безвозмездно переданного в государственную или муниципальную собственность.

К сведению: в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к функциям и полномочиям публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» относится финансирование за счет его имущества мероприятий по завершению строительства (строительству) объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник. С учетом изложенного выше понятно, что названные объекты – далеко не полный перечень объектов социальной инфраструктуры.

Также налогоплательщики могут руководствоваться иными федеральными законами. Например, согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.

О перечне расходов на создание объекта

В Письме от 26.03.2021 № 03-03-06/1/22048 Минфин разъяснил, какие виды расходов могут формировать первоначальную стоимость объекта социальной инфраструктуры. В частности, указано:

  • согласно СП 476.1325800.2020 «Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» дошкольные образовательные организации – это объекты социальной инфраструктуры, представляющие собой отдельно стоящие здания, а также встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым зданиям;

  • на основании ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» детские ясли и сады входят в группировку «Прочие здания»;

  • при передаче в муниципальную собственность созданного дошкольного образовательного объекта в составе внереализационных расходов отражаются только затраты на создание самого здания как самостоятельного объекта учета и не учитываются расходы, связанные с комплектованием этого объекта необходимым оборудованием, мебелью и прочим инвентарем.

Свои своды правил имеются также для постройки, в частности, стадионов. Например, в силу п. 3.1.33 СП 285.1325800.2016 «Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования» футбольный стадион – это спортивное сооружение (в том числе манеж), на котором проводится футбольный матч, включая спортивную арену с прилегающей территорией, вплоть до внешнего ограждения.

Таким образом, соответствующие своды правил помогут налогоплательщику избежать ошибок при формировании базы по налогу на прибыль.

О видах договоров

В Письме от 19.02.2021 № 03-03-06/1/11768 Минфин, отвечая на вопрос об учете в целях обложения налогом на прибыль расходов на строительство объектов социальной инфраструктуры, передаваемых городу на основании договора дарения, указал, что пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит требований к договору (соглашению), в рамках которого безвозмездно передаются объекты социальной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность. Иными словами, наименование договора (соглашения) не имеет принципиального значения при условии, что предметом договора (соглашения) является именно безвозмездная передача.

О начислении, вычетах и восстановлении НДС

Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории «Сириус» (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию данных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории «Сириус» не признаются объектами обложения НДС (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при передаче объектов социальной инфраструктуры налогоплательщику не надо начислять НДС (Письмо Минфина России от 11.07.2019 № 03-07-03/51202).

Соответственно, в силу п. 2 ст. 170 НК РФ при строительстве объектов социальной инфраструктуры суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо включать в стоимость строящегося объекта.

Если цель строительства объекта социальной инфраструктуры изначально однозначно не определена, у налогоплательщика есть право на применение вычетов. Если в дальнейшем объект будет безвозмездно передан в государственную или муниципальную собственность, суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 11.11.2021 № 03-07-11/90831).