К. М. Бронтвейн, ведущий эксперт журнала

Журнал «Учет в производстве» № 1/2014

Для учета затрат на предприятиях используется целая система взаимосвязанных между собой счетов. Рассмотрим их на примерах. А вам предлагаем проверить свои знания и вписать недостающие данные в таблицу напротив галочек. Правильные ответы будут опубликованы в следующем номере.

Задание № 1. Распределение косвенных расходов на ремонт

На предприятии часть общепроизводственных затрат связана с текущим ремонтом оборудования, проводимым специально созданным для этой цели вспомогательным подразделением. При этом себестоимость ремонтных работ ежемесячно относится на затраты цехов основного производства.

В соответствии с учетной политикой общепроизводственные расходы на проведение ремонта в течение месяца накап­ливаются, а затем распределяются пропорционально прямой заработной плате ремонтных рабочих.

В июле 2013 года они отработали по двум заказам, полученным от разных цехов основного производства. По первому ремонтникам начислено 200 000 руб. зарплаты, по второму – 250 000 руб. (номер заказа соответствует номеру цеха). При этом общая сумма общепроизводственных затрат на ремонт составила 900 000 руб.

Задача

Требуется сформировать проводки по начислению заработной платы с учетом взносов на социальное страхование ремонтных рабочих. После чего разнести затраты между цехами основного производства. Также на конец месяца нужно закрыть счет учета расходов по ремонту. Страховые взносы начисляются по обычным ставкам: 22, 5,1, 2,9 процента. Для упрощения примера проводки по их отражению по каждому фонду в отдельности не приводятся.

Расчеты

Взносы на соцстрахование по первому заказу составляют: ПФР – 44 000 руб. (200 000 руб. х 22%); ФСС – 5800 руб. (200 000 руб. х 2,9%); ФФОМС – 10 200 руб. (200 000 руб. х 5,1%).

По второму заказу: ПФР – 55 000 руб. (250 000 руб. х 22%); ФСС – 7250 руб. (250 000 руб. х 2,9%); ФФОМС – 12 750 руб. (250 000 руб. х 5,1%).

Поэтому по первому заказу суммарные расходы на зарплату и социальное страхование равны 260 000 руб. (200 000 + 44 000 + 10 200 + 5800), а по второму – 325 000 руб. (250 000 + 55 000 + 12 750 + + 7250).

Коэффициент распределения общепроизводственных расходов равен 2 (900 000 / (200 000 + 250 000)).

Получается, 400 000 руб. (200 000 руб. х 2) общепроизводственных расходов должны быть отнесены на первый заказ и 500 000 руб. (250 000 руб. х 2) на второй.

В итоге суммарные расходы по первому заказу составят 660 000 руб. (200 000 + + 44 000 + 5800 + 10 200 + 400 000), а по второму – 825 000 руб. (250 000 + 55 000 + 7250 + + 12 750 + 500 000).

Об авторе

Константин Бронтвейн закончил РГУ нефти и газа им. B.М. Губкина, а также РЭУ им. Г.В. Плеханова по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит». В 2001 году проходил обучение по программе Минфина России «Профбухгалтер», также повышал свою квалификацию на бухгалтерских курсах при МВТУ им. Н. Э. Баумана.

На протяжении ряда лет занимался подго товкой бухгалтерской и налоговой отчетности, работая в различных организациях, в том числе в период с 2006 года по 2013 год в группе компаний «Автомир».

В настоящее время является ведущим редактором-экспертом журнала «Учет в производстве».

Отражение на счетах

Для учета затрат по видам ремонтных заказов, исходящим от разных цехов основного производства, к счету 23 «Вспомогательные производства» откроем субсчет «Расходы на ремонт по первому заказу» и субсчет «Расходы на ремонт по второму заказу».

На счете 25 «Общепроизводственные расходы» собираются затраты по разным цехам. Поэтому введем субсчет «Общепроизводственные расходы первого цеха» и субсчет «Общепроизводственные расходы второго цеха».

Кроме того, для накопления и распределения общепроизводственных косвенных расходов предприятия по проведению ремонтных работ к счету 25 потребуется открыть еще один субсчет «Общепроизводственные расходы на ремонт, распределяемые между цехами».

Для ведения расчетов по взносам на социальное страхование применяются субсчета «ФСС», «ПФР», «ФФОМС», открытые к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Впишите недостающие данные в незаполненные графы таблицы:

Задание № 2. Готовая продукция по нормативной себестоимости

Организация выпускает продукцию трех видов. Для этого она передает в производство материалы, из которых сначала изготавливаются полуфабрикаты. Нормативная себестоимость полуфабрикатов первого вида составляет 40 руб/шт., второго – 60 руб/шт. и третьего – 80 руб/‌шт., а количество полученных изделий первого вида – 1400 шт., второго – 1600 шт. и третьего – 1800 шт. Нормативная себестоимость каждого вида продукции в два раза больше себестоимости соответствующих полуфабрикатов. Для учета продукции по нормативной себестоимости применяется счет 40 «Выпуск продукции». 5 июня 2013 года в производство были переданы материалы, фактическая себестоимость которых 460 000 руб., а 25 июня получена готовая продукция. На предприятии не осталось незавершенного производства на конец этого месяца. Величина зарплаты за период, в котором изготовлена продукция, – 120 000 руб. Взносы на страхование начисляются в соответствующие фонды по ставкам 22, 5,1, 2,9 процента.

Задача

Требуется составить проводки для всей цепочки операций от передачи материалов в производство и начисления зарплаты со страховыми взносами до списания отклонений между фактическими и нормативными показателями себестоимости готовой продукции. Для упрощения примера проводки по начислению взносов по каждому фонду в отдельности не приводятся.

Расчеты

Взносы на соцстрахование: ПФР – 26 400 руб. (120 000 руб. х 22%); ФСС – 3480 руб. (120 000 руб. х 2,9%); ФФОМС – 6120 руб. (120 000 руб. х 5,1%). То есть зарплата и взносы – 156 000 руб. (120 000 + + 26 400 + 3480 + 6120), а фактическая себестоимость продукции – 616 000 руб. (460 000 + 156 000). Нормативная себестоимость всех полуфабрикатов – 296 000 руб. (1400 шт. х 40 руб/шт. + 1600 шт. х 60 руб/‌шт. + 1800 шт. х 80 руб/‌шт.). В том числе 1 го вида – 56 000 руб. (1400 шт. х 40 руб/шт.), 2-го вида – 96 000 руб. (1600 шт. х 60 руб/шт.), 3-го вида – 144 000 руб. (1800 шт. х 80 руб/‌шт.). Поэтому нормативная себестоимость готовой продукции – 592 000 руб. (296 000 руб. х 2), в том числе первого вида – 112 000 руб. (56 000 руб. х 2), второго – 192 000 руб. (96 000 руб. х 2) и третьего – 288 000 руб. (144 000 руб. х 2).

Разница между фактической и нормативной себестоимостью готовой продукции – 24 000 руб. (616 000 – 592 000).

Отражение на счетах

Для выделения различных видов продукции введем субсчета к счету 43 «Готовая продукция». Сальдо на счете 40 списывается на себестоимость продаж. Впишите недостающие данные в незаполненные графы таблицы: