Журнал "Учет в строительстве" № 7/2013

Строительные организации могут применять различные методы учета затрат и калькулирования. Одним из наиболее часто используемых является позаказный метод учета затрат. Какие нюансы следует учитывать при его применении?

Об особенностях учета затрат строительными организациями – подрядчиками рассказывает Александр Юрьевич Дементьев, генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт».

Выбор метода

Позаказный метод учета затрат заключается в том, что все расходы, связанные со строительством, учитываются по каждому объекту бухгалтерского учета раздельно. Под объектом бухгалтерского учета понимается каждый заключенный договор либо каждый объект строительства, если в договоре предусмотрено строительство двух и более объектов или два и более договора объединяются в один объект бухгалтерского учета.

Порядок выбора объектов бухгалтерского учета устанавливается учетной политикой организации. Если компания применяет ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н), то объекты бухгалтерского учета следует определять согласно пунк­там 3–6 данного документа.

Порядок учета

Как правило, каждому объекту бухгалтерского учета присваивается соответствующий шифр. Например, 20.1.2, где 20 – счет бухгалтерского учета «Основное производство»; 1 – себестоимость работ, выполненных собственными силами; 2 – порядковый номер объекта бухгалтерского учета.

Стоимость использованных при выполнении работ основных строительных материалов включается в состав прямых расходов, которые учитываются по объекту бухгалтерского учета (дебет 20 кредит 10) по прямому признаку в момент их списания на производство на основании утвержденных учетной политикой организации первичных документов (актов на списание, формы М-29 и т. п.). Этот же принцип применим к другим прямым расходам, например к расходам на оплату труда рабочих основного производства, перечень которых утверждается учетной политикой.

Косвенные расходы относятся на объекты бухгалтерского учета путем распределения их между всеми объектами учета методом, утвержденным учетной политикой (например, пропорционально прямым расходам), по окончании каждого отчетного периода. При этом делается запись:

Дебет 20 Кредит 23 (25, 26)
– отнесены на расходы основного производства затраты вспомогательного производства (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

Расходы, учтенные по объекту бухгалтерского учета, списываются на счета реализации (дебет 90 субсчет «Себестоимость» кредит 20) по мере признания выручки от реализации в бухгалтерском учете.

Важно запомнить

При формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (письма Минфина России от 2 мая 2012 г. № 03-03-06/1/214, от 19 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/834).