Листов А. Е., аттестованный аудитор, член СРО НП МоАП, Департамент права и налогов "Аудиторско-консалтинговой Группы "ПРАУД"
Общество приобретает имущество, бывшее в эксплуатации. Остаточный срок полезного использования, определенный как срок полезного использования, уменьшенный на срок фактической эксплуатации предыдущим собственником, составляет 1 месяц. Может ли Общество принять к учету имущество, бывшее в эксплуатации, в качестве основного средства с остаточным сроком полезного использования 1 месяц?
Согласно абз.1 п.7 ст.258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов (абз.2 п.7 ст.258 НК РФ).
В данном случае срок полезного использования, определенный классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, на 1 месяц превышает срок фактического использования данного основного средства. Следовательно, с формальной точки зрения, Общество вправе принять к учету имущество, бывшее в эксплуатации в качестве основного средства, с остаточным сроком полезного использования 1 месяц.
Вместе с тем, с экономической точки зрения, считаем, что срок полезного использования основного средства, с учетом которого определяется норма амортизации, следует определять с учетом срока его возможного использования для производственных целей Общества и способности приносить доход в будущем. В данном случае фактический срок использования основного средства у предыдущего собственника фактически приближен к полному сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств. Поэтому, если техническое состояние имущества позволяет использовать основное средство более продолжительное время (большее одного месяца), то, по нашему мнению, целесообразно использовать подход, установленный абз.2 п.7 ст.258 НК РФ и установить срок полезного основного средства исходя из более продолжительного времени.
В бухгалтерском учете при установлении срока полезного использования в отношении имущества, практически полностью самортизированного, рекомендуем использовать аналогичный подход.