Автор: Обухова Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Медицинские учреждения при совершении расчетов с потребителями услуг, оказанных на платной основе, в случаях, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ, применяют ККТ. Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ определено, что организации вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до этой даты, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ. Начиная с 1 июля 2017 года те медицинские учреждения, которые при расчетах с потребителями услуг применяли ККТ, должны использовать ККТ, отвечающую новым требованиям, то есть обеспечивающую передачу данных в режиме реального времени. Рассмотрим основные моменты применения ККТ после обозначенной даты.

Ответственность за применение «старой» ККТ

Итак, с 1 июля 2017 года учреждения должны применять ККТ, отвечающую новым требованиям, за исключением случаев, когда законодательством РФ разрешено не применять ККТ. Учреждения могут либо приобрести новый контрольно-кассовый аппарат либо модернизировать имеющийся. Проверить возможность модернизации ККТ можно на официальном сайте ФНС в Интернете в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» (Письмо Минфина РФ от 30.05.2017 № 03-01-15/33121).

Модернизация ККТ производится заводом-изготовителем. Однако, как показывает практика, заводы-изготовители не справляются с объемом работ и по состоянию на 1 июля 2017 года не вся техника приведена в соответствие новым требованиям.

Обратите внимание: организации вправе применять ККТ с электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ) до 01.07.2017 в случае ее регистрации до 01.02.2017.

В силу ч. 1 ст. 2.1 ­КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое ­КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обратите внимание. Статьей 14.5 гл. 14 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ в предусмотренных федеральными законами случаях. Такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 1 000 до 3 000 руб.;

– на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Из разъяснений Минфина (письма от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, от 24.05.2017 № 03-01-15/31910) и ФНС (письма от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 20.06.2017 № ЕД-4-20/11671@) следует, что при обнаружении факта неприменения организациями ККТ при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ в части применения ККТ названное лицо к ответственности привлекаться не должно. В качестве меры, которую приняло лицо с целью приведения ККТ в соответствие требованиям, установленным Федеральным законом № 54-ФЗ до 01.07.2017, в письмах ФНС и Минфина указывается заключение пользователем договора поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники предельного срока возможности его использования.

В случае если учреждение приняло меры к приведению используемой в работе ККТ в соответствие требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, но до 01.07.2017 работы по модернизации ККТ проведены не были, учреждение обязано выдавать покупателю (потребителю услуг) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между учреждением и покупателем (клиентом) (Письмо ФНС РФ от 30.05.2017 № 03-01-15/33121). Документом, подтверждающим факт совершения расчета с покупателем услуг, может быть чек, выданный ККТ, снятой с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 1 июля 2017 года (Письмо ФНС РФ от 19.06.2017 № ЕД-4-20/11625@ «Об осуществлении модернизации контрольно-кассовой техники»).

Требования к ККТ

После 1 июля 2017 года применяемая учреждением ККТ должна передавать данные о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов в режиме реального времени (онлайн). Это, по мнению ФНС, позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем теневого оборота наличных денежных средств (письма Минфина РФ от 14.06.2017 № 03-01-15/36876, от 26.05.2017 № 03-01-15/32503, № 03-01-15/32514).

Принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС.

Нормами ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что юридические лица – медицинские учреждения обязаны:

  • осуществлять перерегистрацию и снятие с регистрационного учета ККТ в налоговых органах в порядке, установленном законодательством РФ о применении ККТ;

  • применять ККТ с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства РФ о применении ККТ;

  • выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ;

  • при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в ККТ и устройства, указанные в абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ;

  • обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники;

  • исключать возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к ККТ, программным, программно-аппаратным средствам в составе ККТ и ее фискальному накопителю;

  • предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

  • обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документацию на них;

  • осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов);

  • передавать в случае аннулирования разрешения на обработку фискальных данных у оператора фискальных данных, с которым у пользователя был заключен договор, в срок не более чем 20 календарных дней со дня прекращения действия разрешения на обработку фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы в налоговые органы через оператора фискальных данных в электронной форме;

  • обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в ККТ информации о сумме расчета, полученной от устройства, указанного в абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ;

  • выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ о применении ККТ.

Учреждение, использующее при расчетах с пользователями медицинских услуг ККТ, заключает договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных. Заключение такого договора не требуется, если учреждение применяет ККТ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных Приказом Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» (далее – Приказ № 616), поскольку в таких местностях Федеральным законом № 54-ФЗ учреждениям разрешено применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Документы кассира-операциониста

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» (далее – Постановление Госкомстата РФ № 132) утверждены соответствующие формы первичной учетной документации, в том числе формы КМ-4 (журнал кассира-операциониста) и КМ-6 (справка-отчет кассира-операциониста).

Форма КМ-4 применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ учреждения, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Справка-отчет кассира-операциониста (ф. КМ-6) применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККТ и выручке за рабочий день (смену). Данный отчет служит основанием для составления сводного отчета «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» (ф. КМ-7).

Постановление Госкомстата РФ № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, оно не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению (Письмо Минфина РФ от 16.06.2017 № 03-01-15/37692). Таким образом, учреждения вправе не составлять журналы кассира-операциониста (ф. КМ-4) и справки-отчеты кассира-операциониста (ф. КМ-6).

По правилам, действующим после 1 июля 2017 года, учреждения обязаны предоставлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ в налоговые органы через кабинет ККТ. Исключение составляют случаи, когда учреждение применяет ККТ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных Приказом№ 616.

Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов – отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены (ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ).

Особенности составления и представления кассового чека

Кассовый чек – первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

При осуществлении расчета с пользователем медицинских услуг учреждение обязано выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Обратите внимание: кассовый чек или бланк строгой отчетности должен содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Если расчеты с пользователями медицинских услуг производятся в отдаленных от сетей связи местностях, определенных Приказом№ 616, то учреждение, производящее расчеты, обязано выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

Пунктом 4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

Как показывает практика, у учреждений возникает немало вопросов относительно оформления кассового чека при совершении электронного платежа. Определение термина «электронное средство платежа» (ЭСП) дано в Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). В этом законе сказано, что электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Другими словами, электронные средства платежа – это не только банковские карты, но и платежные приложения для сайтов и мобильных телефонов, интернет-банки и иные платежные решения, в которых используются инфокоммуникационные технологии. Здесь же заметим, что под расчетами в рамках Федерального закона № 54-ФЗ понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Чаще всего медицинские учреждения в своей деятельности в качестве электронных средств платежа используют различные платежные терминалы (банковские терминалы), посредством которых производится перевод денежных средств от покупателя услуг к учреждению. В переводе денежных средств используются услуги банков-эквайреров, с которыми учреждение заключает договор. Из положений Федерального закона № 54-ФЗ следует, что при совершении платежа посредством платежного терминала учреждение составляет кассовый чек.

Система «клиент – банк» будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (ч. 19 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ, Информация Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Согласно п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с помощью электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного при осуществлении расчета в Интернете электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией и направлять покупателю электронный чек (сведения об электронном чеке).

Пример 1.

Медицинская академия на свой лицевой счет получает плату за обучение студентов. Оплата производится физическим лицом онлайн через личный кабинет путем перевода денежных средств со своего счета на лицевой счет учреждения. Надо ли в этом случае отправлять электронный чек и как это сделать?

По нашему мнению, платежные приложения для сайтов и мобильных телефонов являются электронными средствами платежа. В этом случае в силу норм п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ учреждение должно применить ККТ, составить и передать покупателю кассовый чек в электронной форме (или данные об электронном чеке) (Письмо Минфина РФ от 16.03.2017 № 03-01-15/15261). Для выполнения требования, установленного данным законом, необходимо, чтобы покупатель указал свой е-mail (или номер мобильного телефона). По указанному адресу или номеру телефона отправляются реквизиты чека и ссылка на https://consumer.1-ofd.ru. По ссылке можно получить копию электронного чека. В случае указания покупателем e-mail ему может быть отправлен электронный чек.

Однако некоторые специалисты придерживаются другой точки зрения и считают, что в данном случае Федеральный закон № 54-ФЗ не применяется. Во избежание неприятных ситуаций рекомендуем составить и направить запрос в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить необходимость формирования электронного чека в этой ситуации и направления его потребителю услуг.

Пример 2.

Плата за обучение студента была произведена физическим лицом через банк путем оформления платежного извещения (ф. ПД-4). Надо ли в этом случае отправлять покупателю услуг – лицу, оплатившему обучение, электронный чек?

В случае, когда покупатель производит оплату в отделении банка на реквизиты учреждения, применение ККТ не требуется, так как оплата через банк осуществляется безналичным путем непосредственно через кредитное учреждение с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет учреждения. Следовательно, данная форма расчетов не подпадает под регулирование Федерального закона № 54-ФЗ. Покупатель выдает распоряжение кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. Обязанность формирования и направления покупателю электронного чека отсутствует.

Пример 3.

Медицинское учреждение заключило договор со сторонней организацией на оказание медицинских услуг его работникам. Оплата договора была произведена путем перечисления средств с расчетного счета контрагента на лицевой счет учреждения. Надо ли в этом случае формировать и отправлять контрагенту электронный чек?

В силу норм, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ, при совершении безналичных расчетов между юридическими лицами электронный чек не формируется и не отправляется покупателю.

* * *

В завершение сформулируем следующие выводы:

1. В консультации рассмотрены отдельные моменты применения ККТ после 1 июля 2017 года теми медицинскими учреждениями, которые в силу норм Федерального закона № 54-ФЗ обязаны были применять ККТ и ранее.

2. С 1 июля 2017 года учреждения применяют ККТ, отвечающую требованиям, установленным Федеральным законом № 54-ФЗ в редакции Федерального закона № 290-ФЗ.

3. В случае если учреждение по объективным причинам не успело провести модернизацию имеющейся ККТ до 1 июля 2017 года, оно не привлекается к административной ответственности, установленной ст. 14.15 КоАП РФ. При расчетах с потребителями услуг учреждение обязано выдать покупателю (потребителю услуг) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета.

4. Учреждения вправе не составлять журналы кассира-операциониста (ф. КМ-4) и справки-отчеты кассира-операциониста (ф. КМ-6).