Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 5/2017

Комментарий к письму ФНС РФ от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602.

15.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ [1] в Закон о ККТ [2]. К ним, в частности, относятся:

  • плавный и поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде;

  • передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС;

  • возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;

  • изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. БСО приравнен к кассовому чеку;

  • применение ККТ при оказании услуг, а также плательщиками ЕНВД;

  • использование фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены один раз в три года плательщиками ЕНВД и «патентного» налога, а также лицами, работающими в сфере услуг. Предельные сроки использования фискального накопителя законом не ограничены;

  • необязательность технического обслуживания для регистрации кассового аппарата в ФНС;

  • экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных;

  • поэкземплярный учет ФНС произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров;

  • возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.

Указанный переход не будет одномоментным. Федеральным законом № 290-ФЗ предусмотрено поэтапное внедрение новшеств.

Дата

Требования Федерального закона № 290-ФЗ

До 01.02.2017

Осуществляется регистрация ККТ в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, поименованного в п. 7 ст. 2 Закона о ККТ (в редакции Федерального закона № 290-ФЗ).

С обозначенной даты учреждения обязаны заключать договоры с операторами фискальных данных и осуществлять через них передачу этих данных в налоговые органы в электронной форме. До указанной даты такие договоры могут быть заключены в добровольном порядке

До 01.07.2017

ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами

До 01.07.2018

Вправе не применять ККТ учреждения, освобожденные от ее использования Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ)

В силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ при расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить их в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты [3] . 

В целях исполнения указанных обязанностей учреждение вправе направить покупателю на абонентский номер либо адрес электронной почты предоставленные покупателем до совершения расчета:

  • сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или БСО [4] ;

  • информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому данный чек или бланк может быть бесплатно получен покупателем.

Согласно новому определению, введенному Федеральным законом № 290-ФЗ, кассовый чек – первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

В свою очередь, БСО – первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. БСО должен содержать сведения о расчете, подтверждать факт его осуществления и соответствовать требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Автоматизированная система для бланков строгой отчетности – контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронном виде бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.

ККТ – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы. Они должны обеспечивать запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формировать фискальные документы, обеспечивать их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.

Согласно п. 15 ст. 4.2 Закона о ККТ (введенной Федеральным законом № 290-ФЗ) в случае, если выявлена ККТ, не соответствующая требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, такая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ее с учета, если иное не предусмотрено Законом о ККТ.

Контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Закона о ККТ, без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве контрольно-кассовой техники в смысле Закона о ККТ.

В связи с вышесказанным Закон о ККТ (в редакции Федерального закона № 290-ФЗ) не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям данного закона, после 01.07.2017.

Таким образом, осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием названного устройства влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.


[1] «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[3] При наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты.

[4] Регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа.