Автор: Тишин А. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Минфин разработал поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). На момент подготовки материала законопроект не внесен в ГД РФ, размещен на сайте https://regulation.gov.ru (ID проекта – 02/04/01-23/00134976).

Дополнительный способ передачи кассового чека

В действующей редакции п. 3 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в п. 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой БСО (регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

Планируется добавить еще один вариант, который вправе применить пользователь ККТ: он может обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО через информационный ресурс уполномоченного органа, используемый покупателем (клиентом) в целях получения кассовых чеков и (или) БСО и хранения ранее выданных или направленных покупателю (клиенту) кассовых чеков или БСО, путем включения в состав кассового чека или БСО абонентского номера или адреса электронной почты, внесенного покупателем (клиентом) в информационный ресурс уполномоченного органа, в случае согласия покупателя (клиента) на получение кассового чека или БСО в электронной форме через информационный ресурс уполномоченного органа.

Напомним, что уполномоченным органом в сфере применения ККТ является ФНС (п. 1, пп. 5.9.59 п. 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Расчеты в Интернете

Согласно новой редакции п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ будет установлено, что при осуществлении расчетов, указанных в п. 5 и 5.3 настоящей статьи, пользователь обязан обеспечить покупателю (клиенту) возможность предоставления своих данных (абонентский номер, адрес электронной почты) до момента осуществления расчета для направления кассового чека в электронной форме, сформировать и передать покупателю (клиенту) кассовый чек (БСО) не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара, окончания выполнения работы, оказания услуги.

Отметим, что в действующей редакции п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ речь идет только о товарах.

Особенности применения ККТ

Особенности применения ККТ, а точнее случаи, когда ККТ может не применяться, указаны в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

Планируется дополнить данную статью п. 1.2, согласно которому ККТ не применяется организациями, осуществляющими деятельность платежного агрегатора от имени оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Кроме того, уточняется абз. 10 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ: в действующей редакции организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней. Устанавливается, что без ККТ можно работать при сборе тары и пригодных для вторичного использования материалов.

Также согласно новому пп. 11.1 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении поставщиком товаров (работ, услуг) расчетов с покупателями (клиентами) с участием третьего лица, которое в соответствии с условиями приобретения покупателем (клиентом) товаров (работ, услуг) принимает денежные средства такого покупателя (клиента) наличными деньгами и (или) в безналичном порядке в свою кассу и (или) на свой банковский счет в целях исполнения денежных обязательств покупателя (клиента) перед поставщиком товаров (работ, услуг), ККТ применяет указанное третье лицо. При применении ККТ третьим лицом (за исключением банковского платежного агента (субагента)) в случае, поименованном в настоящем пункте, поставщик товаров (работ, услуг) вправе не применять ККТ по расчету с покупателем (клиентом).

Предполагается расширить право не применять ККТ при осуществлении расчетов образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования и физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные виды деятельности в качестве основного вида деятельности (при наличии лицензии на образовательную деятельность).

Изменение наименования изготовителя ККТ

Статью 3 Федерального закона № 54-ФЗ планируется дополнить п. 2.2, в котором будет прописан порядок уведомления налогового органа в случае изменения наименования изготовителя модели (версии модели) ККТ и (или) его организационно-правовой формы.

Требования к ККТ

Требования к ККТ будут дополнены уточнением о том, что ККТ должна обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать один фискальный накопитель внутри корпуса (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ).

Регистрация и перерегистрация ККТ

В статью 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ, которая регулирует вопросы регистрации и перерегистрации ККТ, планируется внести следующие новшества.

Сейчас заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.

Планируется расширить возможности для подачи указанных заявлений: это можно будет сделать через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – личный кабинет единого портала).

Согласно новому п. 3.1 данной статьи при регистрации ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (ОФД), пользователь будет вправе не передавать в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, предусмотренные п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ , если такой отчет будет направлен пользователем в электронной форме в налоговый орган через ОФД. Датой подачи указанного отчета о регистрации ККТ будет считаться дата его передачи ОФД. В случае отказа налогового органа в регистрации ККТ в связи с представлением пользователем в налоговый орган недостоверных сведений или сведений не в полном объеме заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ нужно будет представить в налоговый орган в порядке, установленном п. 1–3 настоящей статьи.

Аналогичный порядок планируется ввести и при перерегистрации ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД, в связи с заменой фискального накопителя: пользователь вправе не подавать в налоговый орган заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ, названное в п. 4 настоящей статьи, направив в налоговый орган в электронной форме через ОФД, который идентифицировал этого пользователя, отчет об изменении параметров регистрации, сформированный в связи с заменой фискального накопителя. Датой направления указанного отчета будет считаться дата его передачи ОФД. В случае отказа налогового органа в перерегистрации ККТ в связи с представлением пользователем в налоговый орган недостоверных сведений или сведений не в полном объеме заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ подается в налоговый орган в общем порядке, установленном п. 4 настоящей статьи.

Также сведения, содержащиеся в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявлении о снятии ККТ с регистрационного учета, а также сведения, содержащиеся в отчете о регистрации, отчете об изменении параметров регистрации и отчете о закрытии фискального накопителя, можно будет передавать в налоговые органы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет ККТ, либо личный кабинет единого портала, либо через изготовителя ККТ, либо через ОФД.

С 10 до 5 рабочих дней предлагается сократить срок выдачи пользователю карточек регистрации (снятия с учета) ККТ.

Карточка регистрации ККТ и карточка о снятии ККТ с регистрационного учета могут быть направлены налоговыми органами пользователю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет ККТ, или через личный кабинет единого портала, или через изготовителя ККТ, или через ОФД.

Требования к кассовому чеку (БСО)

Согласно действующей редакции п. 8 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ все реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке или БСО, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе.

Рассматриваемый законопроект разъясняет понятие «четкие»: это означает, что высота символов (строчные буквы) – не менее 2 мм, интервал между строками символов – не менее 0,5 мм, контрастность символов – не менее 40%.

Кроме того, уточнено, что форматами фискальных документов, обязательными к использованию, утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с п. 4 ст. 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ, могут быть определены дополнительные требования к качеству печати и размеру символов фискальных документов, отпечатанных на бумажных носителях, к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных и иных документах, отпечатанных на бумажных носителях, а также к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах.

* * *

В настоящее время на общественном обсуждении находится законопроект, разработанный Минфином, который вносит уточнения и дополнения в Федеральный закон № 54-ФЗ. Наиболее значимые планируемые поправки следующие:

  • вводится дополнительный способ передачи кассового чека – пользователь ККТ вправе также обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО через информационный ресурс уполномоченного органа, используемый покупателем (клиентом) в целях получения кассовых чеков и (или) БСО и хранения ранее выданных или направленных такому покупателю (клиенту) кассовых чеков или БСО, путем включения в состав кассового чека или БСО абонентского номера или адреса электронной почты, внесенного покупателем (клиентом) в информационный ресурс уполномоченного органа, в случае согласия покупателя (клиента) на подобный способ получение кассового чека или БСО в электронной форме через информационный ресурс уполномоченного органа;

  • расширен перечень случаев, когда ККТ может не применяться, – организациями, осуществляющими деятельность платежного агрегатора от имени оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ; при осуществлении поставщиком товаров (работ, услуг) расчетов с покупателями (клиентами) с участием третьего лица, которое в силу условий приобретения покупателем (клиентом) товаров (работ, услуг) осуществляет прием денежных средств покупателя (клиента) наличными деньгами и (или) в безналичном порядке в свою кассу и (или) на свой банковский счет в целях исполнения денежных обязательств покупателя (клиента) перед поставщиком товаров (работ, услуг), ККТ применяет указанное третье лицо; при осуществлении расчетов индивидуальными предпринимателями при оказании услуг населению в сфере образования и физической культуры и спорта;

  • вводится дополнительный способ взаимодействия с налоговым органом при регистрации (перерегистрации) ККТ – это можно будет также сделать через личный кабинет единого портала;

  • уточнены реквизиты кассового чека – высота символов (строчные буквы) – не менее 2 мм, интервал между строками символов – не менее 0,5 мм, контрастность символов – не менее 40%.

Планируется, что рассматриваемые поправки вступят в силу со дня официального опубликования соответствующего закона. При этом положения, касающиеся использования личного кабинета единого портала, будут действовать по истечении шести месяцев со дня вступления в силу федерального закона.