Автор: Снегирев А. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок применения ККТ и формирования кассового чека при расчетах за жилищно-коммунальные услуги с собственниками и арендаторами помещений в МКД? Должна ли управляющая компания в момент формирования счетов (платежных документов) на оплату услуг ЖКХ и отражения в регистрах бухгалтерского учета выручки сформировать кассовый чек с признаком способа расчетов «Передача в кредит», а в момент поступления оплаты – чек с признаком «Оплата кредита»? Какая предусмотрена мера административной ответственности за неприменение ККТ? Каковы нюансы привлечения к ответственности?

Предоставление кредита (займа) – вид расчета

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных обозначенным законом.

Обязанность применения ККТ зависит от того, кто является получателем денежных средств за жилищно-коммунальные услуги от покупателя (клиента).

Так, если денежные средства поступают от клиентов в счет платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги на расчетный счет УК, то ККТ применяет эта компания. В случае поступления денежных средств от клиентов в счет оплаты поставленных ресурсов (услуг) на расчетный счет РСО ККТ применяет данная организация. При приеме платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе при внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ККТ применяется платежными агентами (платежными субагентами, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами), заключившими с поставщиком услуг договор об осуществлении деятельности по приему платежей.

Положениями ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определен термин «расчеты». Под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, организация применяет ККТ при осуществлении каждого расчета, в том числе при расчетах в виде предоплаты, аванса, передачи предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит (Письмо Минфина России от 30.01.2020 № 03-01-15/5601).

Предоставление кредита (займа) следует рассматривать:

  • как изменение срока выполнения обязательства по предоставлению денежных средств в рамках осуществления расчетов (например, по договору купли-продажи), а именно: передача денежных средств покупателем (клиентом) продавцу позднее получения товара (работы, услуги), а не в момент такой передачи;

  • либо как изменение порядка оплаты, при котором последняя производится не в полной сумме расчета, а по частям.

Соответственно, погашением кредита (займов) является исполнение обязательства по оплате покупателем (клиентом) полученных ранее товаров, работ или услуг в рамках осуществляемых расчетов.

При этом в случаях, прямо не предусмотренных действующим законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, применение ККТ осуществляется исходя из идентичности отражения операций в контрольно-кассовой технике и в регистрах бухгалтерского учета организации с учетом действующей учетной политики (Письмо ФНС России от 03.09.2020 № АБ-4-20/14236@).

О формировании кассового чека

При формировании кассового чека (бланка строгой отчетности), в частности заполнении и отражении в кассовом чеке отдельных реквизитов (тегов), следует руководствоваться Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@, которым утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию.

Значения реквизита «Признак способа расчета» (тег 1214) и перечень оснований для присвоения соответствующих значений реквизиту, а также формат данных этого реквизита фискального документа в печатной форме (ПФ) таковы:

Значение реквизита

Перечень оснований для присвоения реквизиту «Признак способа расчета» (тег 1214) соответствующего значения

Формат ПФ

1

Полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета

«ПРЕДОПЛАТА 100%»

2

Частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета

«ПРЕДОПЛАТА»

3

Аванс

«АВАНС»

4

Полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета

«ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ» или «4»

5

Частичная оплата предмета расчета в момент его передачи с последующей оплатой в кредит

«ЧАСТИЧНЫЙ РАСЧЕТ И КРЕДИТ»

6

Передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит

«ПЕРЕДАЧА В КРЕДИТ»

7

Оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита)

«ОПЛАТА КРЕДИТА»

Значение «Передача в кредит» в реквизите «Признак способа расчета» (тег 1214) указывается в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в момент передачи предмета расчета без его оплаты.

Таким образом, управляющая компания в момент формирования счетов (платежных документов) на оплату услуг ЖКХ и отражения в регистрах бухгалтерского учета выручки должна сформировать кассовый чек с признаком способа расчета «Передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит» (значение «6») при условии, что указанные услуги еще не оплачены собственником (арендатором) помещений в МКД.

При конечном расчете необходимо сформировать кассовый чек с признаком способа расчета (тег 1214) «Оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита)» (значение «7»), содержащий обязательные реквизиты, поименованные в ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ, с учетом положений п. 5.10 ст. 1.2 названного закона. См. также Письмо ФНС России от 21.01.2021 № АБ-4-20/605@.

В силу п. 5.10 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами и расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем), связанных с приемом платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по применению ККТ исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Обязанность по выдаче (направлению) клиенту кассового чека исполняется бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека. При отсутствии запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека считается исполненной.

К сведению: при расчетах покупателей (клиентов) через агента (платежного агента), принимающего плату за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, ККТ применяют последние. Поскольку агент может не обладать информацией об основании совершения данного платежа (например, полная или частичная оплата, внесение средств авансом), он формирует кассовый чек с отражением в нем признака способа расчета (тег 1214) «Полный расчет» (значение «4»).

В Письме ФНС России от 23.12.2021 № АБ-4-20/18095@ дополнительно разъяснено, как сформировать кассовый чек в случае одновременного погашения потребителем задолженности по услугам ЖКХ и внесения предоплаты по услугам за будущие периоды. В этом случае в чеке необходимо указывать эти суммы в составе отдельных предметов расчета:

1) оплата ранее предоставленных услуг с указанием реквизита «Признак способа расчета» (тег 1214) «Оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита)» (значение «7»);

2) предоплата за услуги будущего периода с указанием реквизита «Признак способа расчета» (тег 1214) «Частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета» (значение «2»), если известны услуги, за которые происходит предоплата, или «Аванс» (значение «3»), если перечень предоставляемых услуг неизвестен.

Напоминание: при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), пользователем может быть сформирован один кассовый чек, содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека клиенту (п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ). Таким образом, клиент получает кассовый чек единожды – при внесении платы за услуги ЖКХ. Чеки, которые организация формирует при зачете, возврате, перерасчетах полученных сумм, предоставляются только ФНС для налогового контроля.

Также ФНС рассмотрела вопрос оплаты услуг денежными средствами, переданными организации ранее в рамках предыдущих расчетов, после выявления переплаты в связи с проведенным перерасчетом. При зачете ранее полученных средств для оплаты услуг в кассовом чеке данная сумма может быть приведена в реквизите «Сумма по чеку (БСО) предоплатой (зачетом аванса и (или) предыдущих платежей)» (тег 1215).

В случае оформления расчета за определенные жилищно-коммунальные услуги постатейно рекомендуется указывать такие услуги в отдельных реквизитах «Предмет расчета» (тег 1059). Аналогично можно поступать при отражении в кассовом чеке сумм доплаты за предыдущие периоды в связи с перерасчетом.

Ответственность за неприменение ККТ

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ.

Мера наказания – наложение штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб., на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, произведенного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (ч. 2).

Повторное нарушение, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, в отношении ИП и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3).

Определение суммы штрафа

Каким образом рассчитывается сумма штрафа, если в ходе проверки выявлено неприменение ККТ в разные периоды?

В силу ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) разд. II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного правонарушения.

Частями 1–16 ст. 3.5 КоАП РФ по отдельным составам административных правонарушений предусматривается назначение наказания в виде штрафа, пределы которого КоАП РФ не зафиксированы, а размер штрафа выражается в кратной величине. Так, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ установлен административный штраф, кратный сумме расчета без применения ККТ. Следовательно, размер административного штрафа по таким составам административного правонарушения определяется на основании суммы ущерба, причиненного в результате каждого события правонарушения.

В итоге в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого за какой-либо период, нескольких административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, административное наказание в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ назначается как за совершение одного административного правонарушения в размере доли от общей суммы ущерба, причиненного в результате каждого нарушения (Письмо ФНС России от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@).

Пример.

В рамках контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого за период с января по март 2022 года в отношении управляющей организации, установлены факты неприменения ККТ при осуществлении 15 расчетов (на общую сумму 300 000 руб.).

В описанной ситуации управляющую организацию привлекут к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер административного штрафа будет назначен исходя из общей суммы ущерба – 300 000 руб. В итоге организации могут назначить штраф в диапазоне от 225 000 (300 000 руб. х 3 / 4) до 300 000 руб.

В случае привлечения к административной ответственности должностного лица УК размер штрафа варьировался бы от 75 000 (300 000 руб. / 4) до 150 000 руб. (300 000 руб. / 2).

Замена штрафа на предупреждение

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при соблюдении следующих условий:

  • назначение наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разд. II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

  • не причинен вред (не возникла угроза причинения вреда) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства;

  • отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • отсутствует имущественный ущерб;

  • не срабатывает исключение, установленное ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ (здесь перечислены правонарушения, в отношении которых наказание в виде штрафа не может быть заменено на предупреждение). Неприменение в установленных случаях ККТ к таким правонарушениям не относится.

ФНС в Письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ пояснила: при назначении административного наказания за впервые совершенное правонарушение по ч. 7–15 ст. 14.5 КоАП РФ наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение.

А вот при назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что в некоторых конкретных случаях неприменение налогоплательщиком ККТ при осуществлении расчетов может создавать угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему РФ, то есть угрозу причинения вреда экономической безопасности государства. Согласно судебной практике речь, как правило, идет о случаях, когда ККТ не применялась на протяжении длительного периода времени и сумма расчетов, произведенная без использования ККТ, существенна. При наличии таких обстоятельств в соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ основания для замены наказания в виде штрафа на предупреждение отсутствуют. Аналогичный подход изложен в постановлениях АС ДВО от 27.07.2022 № Ф03-2412/2022 по делу № А73-17549/2021, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 № 18АП-10114/2022 по делу № А47-13807/2021, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 № 17АП-5554/2022-АКу по делу № А60-2477/2022.

В то же время, если сумма расчета, осуществленного без применения ККТ, незначительна, то штраф вполне может быть заменен на предупреждение (см., к примеру, постановления АС ВСО от 16.06.2022 № Ф02-2230/2022 по делу № А33-22873/2021, АС УО от 11.05.2022 № Ф09-2529/22 по делу № А60-51206/2021).

Отсрочка и рассрочка уплаты штрафа

На основании ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ, действующего с 25.07.2022, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить его исполнение на срок до шести месяцев. Ранее срок составлял один месяц.

Следовательно, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе вынесенное по ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

К сведению: статья 31.5 КоАП РФ не содержит перечень оснований для предоставления рассрочки или отсрочки уплаты административного штрафа. При решении вопроса о рассрочке (отсрочке) исполнения постановления административный орган исходит из фактических обстоятельств дела и доводов заявителя. Следовательно, заявитель должен доказать обоснованность своих требований об отсрочке и рассрочке исполнения постановления (то есть наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению постановления), а также то, что рассрочка исполнения постановления позволит исполнить постановление к определенному сроку.

Административный штраф, назначенный за неприменение ККТ, должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Уплата штрафа в половинном размере

При уплате административного штрафа за правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о привлечении к ответственности штраф может быть уплачен в размере половины суммы. Это следует из ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, введенной Федеральным законом № 290-ФЗ.

Указанное нововведение распространяется среди прочего на административные штрафы, вынесенные за нарушения требований законодательства РФ о применении ККТ.

Освобождение от ответственности

В примечании к ст. 14.5 КоАП РФ указано, при каких обстоятельствах можно избежать ответственности за неприменение ККТ. Для этого в налоговый орган нужно добровольно сообщить о факте неприменения ККТ и исполнить до вынесения постановления по делу об административном правонарушении соответствующую обязанность (то есть применить ККТ). Обозначенной возможностью можно воспользоваться при соблюдении в совокупности следующих условий:

  • на момент обращения с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.