Источник: ООО "Небо"
Блокировка кассы может произойти по разным причинам: от технических неполадок до инициативы оператора. Отключение аппарата грозит приостановкой деятельности, а в отдельных случаях – санкциями со стороны ФНС. Рассказываем, как защитить себя и исправить ситуацию с уже заблокированным кассовым аппаратом.
Касса заблокирована: разберем основные причины
Давайте сначала разберемся в принципе действия ККТ. При расчетах с клиентом продавец пробивает чек, при этом информация о совершенной сделке сохраняется на фискальном накопителе – специальном чипе, встроенном в кассу. С фискального накопителя электронный чек направляется к оператору фискальных данных (ОФД): после проверки чека на отсутствие технических ошибок, ОФД передает сведения в ФНС.
Если по каким-то причинам касса не может отправить чек в ОФД, данные о платежах сохраняются в фискальном накопителе. В таком режиме ККТ может работать до 30 дней: как только связь с ОФД восстановится, накопленные данные тут же уйдут оператору и далее в налоговую.
Если же срок автономной работы превышает 30 дней, то фискальный накопитель блокируется – касса больше не может выдавать чеки, а продавец вынужден приостановить деятельность.
Причины, по которым задерживается отправка сведений оператору, могут быть разные:
-
Проблемы с интернетом. Связь теряется, касса не может отправить чеки оператору.
-
Технические ошибки. Это могут быть неправильные настройки одного аппарата или массовые сбои у целой линейки устройств. Последний подобный случай был в 2017 году, когда неработоспособной оказалась ККТ четырех производителей.
-
Блокировка со стороны ОФД. Из-за участившихся DDoS-атак некоторые операторы временно блокируют IP-адреса для защиты своего оборудования. Если с адреса продавца поступает много запросов, то он тоже может попасть под волну ограничений.
-
Брак устройства (самой кассы или фискального накопителя).
-
Окончание срока действия накопителя, переполнение памяти. Каждый ФН имеет определенный срок службы, а также объем памяти для хранения ограниченного количества записей. В случае если сроки вышли, а память переполнилась, накопитель нужно поменять. При этом старый ФН следует хранить в течение 5 лет.
-
Нарушение сроков оплаты за услуги ОФД. Просрочка в 1-2 дня не критична, так как блокировка наступит, если информация о совершенных сделках не будет поступать в налоговую в течение 30 дней.
-
Слишком длинная рабочая смена. Кассир, вставая за кассу, открывает смену. По завершении рабочего дня смену закрывают – и оператору отправляется соответствующий отчет. Если продолжительность смены составила более 24 часов, касса перестает выдавать чеки, то есть происходит блокировка.
Как разблокировать онлайн-кассу через 30 дней
Касса разблокируется после устранения причин, повлекших за собой приостановку отправки данных оператору:
-
если проблема с интернетом – то автоматически, после восстановления связи;
-
при технических проблемах или браке – после ремонта, либо замены ККТ или ФН;
-
просрочка оплаты услуг ОФД – после внесения платежа;
-
блокировка со стороны ОФД – автоматически, как исчезнет угроза DDoS-атаки;
-
при длительной рабочей смене – после её закрытия.
Таким образом, как только продавец или ОФД восстановят передачу данных, блокировка исчезнет. При этом менять ФН, писать какие-то заявления или совершать другие специальные действия не потребуется (за исключением случаев, когда причиной блокировки стал сам фискальный накопитель – сломался, переполнился, либо устарел).
Как защитить себя от блокировок в будущем
Напомним, что блокировка происходит потому, что в налоговую более 30 дней не поступают данные о платежах. Чтобы избежать подобного сценария, нужно регулярно проверять, приходят ли подтверждения от ОФД на все фискальные документы. Для этого обратите внимание на следующие документы:
-
отчет о закрытии смены – формируется на кассе каждый раз, когда кассир заканчивает работу;
-
отчет о текущем состоянии расчетов – его можно сформировать в любой момент.
В обоих документах есть поле «Количество непереданных ФД». Если в поле стоит «0», то все в порядке – касса работала штатно, информация обо всех платежах ушла оператору и далее в налоговую. Если значение другое, то обратите внимание на поле «Дата первого из непереданных ФД» — оно подскажет, когда именно случился сбой.
Кроме того, проверить подтверждение ОФД на каждый чек можно в личном кабинете оператора или через приложение от ФНС. Если данных нет, то фискальные данные до оператора и налоговой не дошли.
Значение поля «Дата первого из непереданных ФД» — это именно та точка, с которой начнется отсчет 30-дневного срока до блокировки. За это время нужно восстановить связь с ОФД (починить интернет или оборудование, заменить ФД, оплатить услуги оператора и пр.) и передать накопленные данные.
Временная приостановка работы ККТ
Иногда продавец приостанавливает работу – например, из-за ремонта в помещении. Чтобы избежать блокировки в этом случае, нужно:
-
закрыть смену;
-
передать оператору все чеки;
-
дождаться подтверждения от ОФД;
-
закрыть ККТ.
В этом случае для продолжения работы достаточно будет снова включить кассу. Причем, неважно, сколько времени прошло с момента отключения – меньше или больше 30 дней. Блокировки не будет.
Почему налоговая может снять кассу с учета?
Еще одна причина блокировки – снятие кассовой техники с учета. Такое возможно в трех случаях.
Кассу убрали из реестра ФНС
Все разрешенные к использованию кассовые аппараты занесены в специальный реестр на сайте налоговой. Если вашего устройства там нет, то на территории РФ его использовать нельзя. Содержание реестра периодически обновляется. К примеру, с августа 2021 года предприниматели и компании не могут использовать ККТ без поддержки фискальных накопителей ФН-М. Кассы, не соответствующие этому требованию, сняли с учета.
Обычно налоговая заранее (за 30 дней) уведомляет владельца кассы о том, что нужно передать все сведения с накопителя в ФНС и закрыть ФН.
Закончился срок действия фискального накопителя
ФНС отслеживает сроки службы накопителей и предупреждает за месяц о необходимости их замены. Причем, неважно, работала ли касса или простаивала без дела – продлить действие чипа не получится.
Если просрочить замену чипа на месяц и более, то ФНС автоматически снимет кассу с учета, а от владельца потребует сдать фискальные документы и сведения из отчета о закрытии ФН. Срок выполнения требований – 60 дней с момента снятия кассы с учета.
Прекращение деятельности ИП или юридического лица
После завершения деятельности не обязательно подавать заявление на снятие ККТ с учета – налоговая может сделать это автоматически, как только вы передадите все чеки и создадите отчет о закрытии фискального накопителя. При этом сам ФН нужно будет хранить в течение 5 лет на случай, если ИФНС решит сверить операции в памяти накопителя и в своей базе.
Штрафы за нарушение правил применения ККТ
По закону информация о платеже должна поступать в ОФД и налоговую в момент продажи товаров или услуг. За задержку даже на 1 день продавцу грозят штрафы:
-
для должностных лиц и ИП – от 1500 до 3000 р.;
-
для юридических лиц – от 5000 до 10 000 р.
Избежать штрафа можно, если удастся доказать, что в задержке нет вины продавца. Для этого в ФНС нужно направить разъяснение, сообщить, что произошло, и приложить доказательства. К примеру, при отсутствии интернета можно приложить справку от провайдера о том, что были перебои в интернет-сообщении.
Работа без онлайн-кассы грозит потерей части выручки:
-
для ИП – от 25 до 50%, но не менее 10 000 р.;
-
для юридического лица – от 75 до 100%, но не менее 30 000 р.
Как только у ФН истек срок действия, у продавца будет 2 месяца на то, чтобы передать фискальные данные оператору и в налоговую. За просрочку накажут штрафом:
-
для ИП – от 1500 до 3000 р.;
-
для юридического лица – до 10 000 р.
Что нужно помнить о блокировке онлайн-кассы?
-
Если работающая касса не отправляет фискальные данные в течение 30 дней и более, происходит автоматическая блокировка фискального накопителя. При этом касса не выдает чеки, а значит, деятельность торговой точки приостанавливается.
-
Чтобы снять блокировку, достаточно восстановить передачу данных оператору.
-
Причинами блокировки могут стать проблемы с интернетом, технический сбой или брак, просрочка оплаты услуг ОФД, заполнение памяти или окончание срока действия накопителя. В редких случаях блокировка происходит со стороны оператора из-за проблем с DDoS-атаками.
-
Если касса временно не нужна, отправьте данные в ОФД, получите подтверждение и отключите аппарат. В этом случае блокировки не будет.
-
ФНС может в одностороннем порядке снять кассу с учета по следующим причинам: исключение из реестра, окончание срока действия ФН или ликвидация компании.
-
Чтобы защитить себя от блокировок, достаточно регулярно контролировать отправку данных в ОФД через личный кабинет оператора, приложение от ФНС или на собственной кассе, после формирования отчета о текущем состоянии расчетов.