ООО "Аудит, консалтинг и право+"

Автор: Генеральный директор «Аудит, консалтинг и право+» - Новикова Инна Юрьевна

Организации при заключении договоров, как правило, учитывают только две особенности, касающиеся определения цены сделки:

—   во-первых, стороны, прежде всего, вольны в определении цены сделки, за исключением лишь случаев, когда цена договора должна быть определена в законодательном порядке (пункт 1 статьи 424 ГК РФ);

—   во-вторых, определив цену сделки в соответствии с гражданским законодательством, стороны должны также учесть и способы определения цены сделки для целей налогообложения (пункт 2 статьи 420 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Из положений указанного пункта ГК РФ следует, что если иное не будет установлено в ГК РФ, то стороны вольны в выборе цены договора. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Услуга, оказываемая ЧОП для каждого клиента с одной стороны является уникальной, потому что имеет определенные особенности, с другой стороны, она стандартна. В каждом заключаемом договоре определяется не только стоимость договора в целом, но и цена 1 охранника. Цену по различным договорам внутри организации необходимо устанавливать, мотивируя ее, так как разброс цен достаточно велик. Так, например, в нескольких на первый взгляд одинаковых договорах при наличии одного поста в договоре и предоставлении 1 охранника цены варьируются от 4 у.е. до 100 у.е. Или установка однотипных систем охранно-пожарной сигнализации ЧОП производится по совершенно разным ценам. Здесь может возникнуть проблема в налогообложении.

По общему правилу, для целей налогообложения ценой реализации товаров, работ или услуг для целей налогообложения является цена сделки, указанная сторонами. И пока не будет доказано обратное, эта цена считается рыночной (пункт 1 статьи 40 НК РФ).

При этом необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени, кроме случаев, указанных в пункте 3 статьи 40 НК РФ, в частности, когда к цене были применены скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на работы, услуги;

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В НК РФ не разъясняется, что следует понимать под непродолжительным периодом. По аналогии с действовавшим ранее законодательством можно предположить, что этот период равен 30 дням или периоду отчетности по налогу, однако на практике налоговые органы, как правило, определяют этот период как квартал.

Согласно пункту 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В соответствии с пункту 2 статьи 20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пуектом 1 статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Однако поскольку пункт 2 статьи 20 Кодекса предусматривает возможность судебного порядка установления взаимозависимости по иным основаниям, налоговые органы на практике имеют право проверять правильность применения цен по любым сделкам. Вместе с тем при установлении отношений взаимозависимости, не подпадающих под критерии, перечисленные в пункте 1 статьи 20 Кодекса, налоговый орган не вправе взыскать доначисленный налог и пени в бесспорном порядке, предварительно не доказав в суде наличие взаимозависимости.

В соответствии с пунктом 4 статьи 40 НК РФ рыночной ценой работы и услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) работ, услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Контроль правильности применения в целях налогообложения цен по сделкам заключается в следующем:

1)   налоговый орган определяет рыночную цену идентичных (однородных) работ или услуг. При этом должны быть учтены условия, предусмотренные пунктах 4 - 11 статьи 40 НК РФ.

2)   2) рыночная цена сравнивается с ценой, примененной сторонами сделки. Если, по мнению налогового органа, цена, примененная сторонами сделки, отклоняется от рыночной (в сторону повышения или понижения) более чем на 20%, то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены, исходя из рыночных цен (пункт 3 статьи 40 НК РФ). Решение налогового органа о доначислении налога и пени может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 138 НК РФ. При этом согласно пункту 13 статьи 40 НК РФ при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для дела, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 12 статьи 40 НК РФ.

При беглом анализе цен по отдельным договорам на охрану и сопоставлении данных по ним о необходимом количестве охранников ежедневно, о режиме их работы легко доказать нарушение статьи 40 ГК РФ. Уловка некоторых организаций «спрятать» приложения к договорам приводит к дополнительным запросам в ОЛРР УВД, куда ранее ЧОП предоставлял уведомление с полной информацией по договору. Поэтому количество охранников на объектах и часы их работы можно установить из уведомлений начальнику ОЛРР УВД принадлежного района. Еще один источник информации – Инструкция по охране объекта, которая фактически является приложением к договору.

Чтобы избежать конфликтов с налоговыми органами, следует разработать в виде приказа маркетинговую политику.

В приказе следует пересмотреть, что в связи с индивидуальным подходом к клиенту цены на продаваемые услуги устанавливаются индивидуально для каждого клиента и оговариваются в договоре на предоставляемые услуги. Цена устанавливается в зависимости от наличия таких факторов:

—   необходимость организации взаимодействия с органами ОВД;

—   необходимость сопровождения на специальных транспортных средствах;

—   необходимость наличия на объекте оружия;

—   необходимость наличия спецсредств;

—   наличие средств связи охранников;

—   необходимость наличия собак на объекте;

—   необходимости доставки охранников из офиса организации;

—   наличие форменной одежды охранников;

—   наличие специальных технических средств на объекте (стационарного или носимого оборудования).

Более подробно эти и другие вопросы рассмотрены в книге «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ, ДЕТЕКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ»

( под общей редакцией к.э.н. Новиковой И.Ю.) www.akp-plus.ru/new/nov_13.doc

ООО «Аудит, консалтинг и право+»
Тел. (495) 205-67-29; 205-61-19
E-mail: akp-plus@yandex.ru, akp-plus@mail.ru