Елина Л. А.

Журнал "Главная книга" № 17/2012

http://www.facebook.com/G.kniga

"Бензиновые" нормы облегчат общение с налоговой

(?) Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту - сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать?

Ирина Л., бухгалтер, г. Лобня

Ответ :

Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту. Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой. Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.

Если подобной системы учета нет, то лучше сверять количество израсходованного топлива с какими-либо нормами. Возможны два варианта.

Вариант 1. Если вас устраивают "топливные" Рекомендации Минтранса, то на них и ориентируйтесь <1>. Для многих бухгалтеров это наименее трудозатратный вариант обосновать затраты на топливо. Плюс такого варианта еще и в том, что Рекомендации Минтранса довольно подробно проработаны: базовые нормы расхода топлива корректируются на повышающие коэффициенты, учитывающие различные факторы. Да и некоторые суды не видят в нормировании расходов на ГСМ по Рекомендациям Минтранса ничего противозаконного <2>.

В то же время нужно отметить, что Минфин не особо настаивает на применении минтрансовских норм, а лишь советует учитывать их в работе <3>. Ведь Минтранс не вправе устанавливать какие-либо правила, влияющие на исчисление налогов. К тому же Методические рекомендации Минтранса не были официально опубликованы, а в гл. 25 НК нет никаких требований о нормировании расходов на ГСМ <4>.

Вариант 2. Если вам удобнее разработать собственные нормативы расхода топлива, то списывайте ГСМ по самостоятельно утвержденным нормам.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, без путевых листов не обойтись.

Если минтрансовской нормы нет, можно разработать свою

(?) Бензин списываем на расходы по нормам из минтрансовских Рекомендаций. Сейчас купили грузовую "газель" ГАЗ-3302. А для нее нормативов нет. Что посоветуете? Списывать по факту или самим разработать норму?

Елизавета Круглова, г. Дубна

Ответ :

С нормативом всегда удобнее: это позволит контролировать водителей и подтверждать обоснованность расходов. Вы можете ориентироваться на расход топлива, приведенный в технической документации изготовителя машины <5>. Правда, он не учитывает многих факторов - загрузку автомобиля, езду в пробках или в зимнее время.

Поэтому норму расхода, которую указал изготовитель, лучше взять лишь за основу норматива. А дальше - работаем с ней так, как это предлагает Минтранс в своих Рекомендациях. В частности, эту норму увеличиваем на повышающий коэффициент, зависящий:

- от возраста автомобиля и его пробега: старше 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; старше 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;

- от зимней эксплуатации - коэффициент может быть до 10%;

- от использования кондиционера или климат-контроля - к базовой норме прибавляем до 7%;

- от числа жителей населенного пункта: чем больше город - тем больше коэффициент.

Кроме того, для грузовика к базовой норме расхода прибавляется дополнительный расход - 2 л бензина на тонну груза в расчете на 100 км пробега.

 

Стоимость израсходованного не по назначению бензина можно удержать с водителя

(?) Наши водители, как правило, укладываются в нормы расхода топлива (мы применяем минтрансовские). Но бывают и исключения. Иногда - по объективным причинам, иногда - видно, что водитель хитрит. В первом случае - признаем превышение в бухучете как наш расход (не учитываемый при расчете налога на прибыль), во втором - удерживаем разницу из зарплаты работника. Нужно ли при удержании денег с водителя оформлять реализацию ему бензина? И что с НДС по бензину?

Светлана Якобсон, Московская обл.

Ответ :

Оформлять продажу бензина работнику не нужно. Ведь вы всего лишь получаете компенсацию. При этом взысканную стоимость топлива нельзя включить в расходы ни в бухучете, ни в налоговом учете. Также НДС, приходящийся на нее, нельзя принять к вычету. В бухучете это можно оформить такими проводками:

Содержание операции

Дт

Кт

Топливо израсходовано
водителем на
непроизводственные цели

94 "Расчеты по
претензиям"

10 "Материалы",
субсчет 10-3
"Топливо"

Восстановлен НДС,
принятый к вычету по
топливу

94 "Расчеты по
претензиям"

68-НДС

Отнесена на расчеты с
водителем стоимость
топлива (с учетом НДС)

73, субсчет 73-2
"Расчеты по
возмещению
материального
ущерба"

94 "Расчеты по
претензиям"

Стоимость топлива
удержана из зарплаты
водителя

70 "Расчеты с
персоналом по
оплате труда"

73, субсчет 73-2
"Расчеты по
возмещению
материального
ущерба"

 

Покупка бензина за наличные - проблема с вычетом НДС

(?) Водители иногда покупают бензин за наличные деньги. Естественно, никакого счета-фактуры они не приносят. Только авансовый отчет и приложенный к нему чек, в котором выделена сумма НДС. Можем ли мы по этому чеку принять к вычету НДС по бензину?

Инна Щеглова, г. Мурманск

Ответ :

Этот вопрос возникает у бухгалтеров довольно часто. И ответить на него однозначно нельзя. Инспекторы и Минфин считают, что вычет НДС по топливу возможен только при наличии счета-фактуры <6>. Так что если не хотите сложностей - не берите НДС к вычету. Если же есть силы поспорить, то можете входной НДС предъявить к вычету и сослаться на Высший арбитражный суд. В одном из решений он подтвердил, что чека ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот налог к вычету <7>. Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные суды <8>.


<1> Методические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 N АМ-23-р

<2> Постановление 4 ААС от 05.04.2011 N А19-14025/10

<3> Письмо Минфина от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57

<4> Постановление 16 ААС от 20.04.2012 N А61-263/09

<5> Письмо Минфина от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6

<6> Письма Минфина от 03.08.2010 N 03-07-11/335, от 09.03.2010 N 03-07-11/51, от 15.06.2010 N 03-07-11/252

<7> Постановление Президиума ВАС от 13.05.2008 N 17718/07

<8> см., например, Постановления ФАС МО от 23.08.2011 N КА-А41/7671-11; ФАС ЦО от 05.08.2010 N А64-3986/09

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" № 17/2012