Источниками образования вторичного сырья могут быть:
- возвратные отходы от материалов, используемых в процессе производства (например, в деревообрабатывающей промышленности стружка, в швейном производстве обрезки ткани, в металлургии колошниковая пыль, шлак, скрап, литники и так далее);
- бракованная продукция;
материалы, полученные при демонтаже объектов основных средств;
- готовая продукция, не реализованная в течение гарантийного срока эксплуатации (применительно к пищевой промышленности).
В процессе деятельности любой производственной организации практически всегда возникают технологические потери сырья и материалов. В первую очередь с ними сталкиваются организации, которые перерабатывают сырье (материалы). Также технологические потери возникают в организациях, процесс производства в которых связан с доставкой (транспортировкой) материалов, товаров и так далее.
Некоторые отходы могут быть использованы в дальнейшей деятельности организации, а использование других невозможно.
Напомним, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы могут быть возвратные и безвозвратные.
Рассмотрим порядок учета возвратных отходов.
Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не являются возвратными отходами остатки материально-производственных запасов (далее МПЗ), которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Бухгалтерский учет возвратных отходов.
В настоящее время порядок учета возвратных отходов регулируется:
Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н (далее 5/01);
Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н (далее Методические указания №119н).
Согласно пункту 111 Методических указаний №119н:
«Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).
Учет отходов должен способствовать обеспечению контроля за их сохранностью и использованием.
Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований (требований накладных)».
Согласно Приказу Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (далее План счетов №94н) возвратные отходы принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-6 «Прочие материалы», и кредиту счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и так далее.
На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и тому подобное), неисправимого брака, материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье), изношенных шин и утильной резины и тому подобное. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».
Порядок учета возвратных отходов рассмотрим на примерах.
Пример 1.
Организация деревообработки «А» в феврале текущего года передала в производство 500 кубических метров древесины по цене 900 рублей за 1 кубический метр. Общая стоимость переданной древесины 450 000 рублей.
Возвратные отходы при производстве готовой продукции (мебели) составили 50 кубических метров, которые используются во вспомогательном производстве.
Для целей налогообложения прибыли возвратные отходы оцениваются по цене возможного использования, например 20 рублей за 1 кубический метр.
В бухгалтерском учете организации используются субсчета:
10-6 «Отходы производства»:
Бухгалтер организации «А» данные хозяйственные операции отразит следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
20 | 10 | 450 000 | Передана в производство древесина |
10-6 | 20 | 1 000 | Приняты к учету возвратные отходы (50 х 20) |
Окончание примера.
Пример 2.
Организация «Б» силами подрядной организации «А» изготовила для собственной канцелярии письменный стол из материалов, которые учитывались в организации в качестве возвратных отходов от основного производства.
Используемые материалы имеют пониженные качественные характеристики, и их стоимость (в сумме, равной цене возможного использования) отнесена на уменьшение соответствующих затрат основного производства организации (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).
Стоимость работ подрядной организации «А» составила 15 000 рублей (в том числе НДС 2 288 рублей), стоимость использованных возвратных отходов 3 000 рублей.
В бухгалтерском учете организации «Б» используются субсчета:
10-6 «Отходы производства»;
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Бухгалтер организации «Б» данные хозяйственные операции отразит следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
10-6 | 20 | 3 000 | Приняты к учету возвратные отходы основного производства |
10-7 | 10-6 | 3 000 | Переданы подрядчику материалы для изготовления стола |
08 | 60 | 12 712 | Отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком |
19 | 60 | 2 288 | Учтен НДС |
08 | 10-7 | 3 000 | Списана стоимость материалов, использованных при изготовлении письменного стола |
01 | 08 | 15 712 | Введено в эксплуатацию основное средство (письменный стол) (12 712 рублей + 3 000 рублей) |
68 | 19 | 2 288 | Принят к вычету НДС |
60 | 51 | 15 000 | Произведена оплата работ подрядчика |
Окончание примера.
Согласно пункту 7 Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н поступления от продажи возвратных отходов являются для организации операционными доходами.
Пунктом 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99) установлено, что стоимость выбывающих отходов учитывается в составе операционных расходов.
Признание операционного дохода отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
62 | 91-1 | Отражен доход от продажи возвратных отходов |
91-2 | 68 | Начислен НДС |
91-2 | 10 | Списана учетная стоимость возвратных отходов |
Налоговый учет возвратных отходов.
Понятие возвратных отходов дано в пункте 6 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
«В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону».
Таким образом, в налоговом учете сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов (пункт 6 статьи 254 НК РФ).
Следует отметить, что в налоговом учете под возвратными отходами понимается то же, что и в бухгалтерском учете. Оценка возвратных отходов зависит от направления использования возвратных отходов.
Если возвратные отходы могут быть использованы самой организацией в основном или вспомогательном производстве, то они оцениваются по пониженной цене исходного материала.
Если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: поскольку налоговым законодательством установлен конкретный порядок определения цен на возвратные отходы, в бухгалтерском учете при оценке возвратных отходов организация может выбрать любой из данных методов.
При этом в учетной политике организации (как для налогового, так и для бухгалтерского учета) обязательно отражается порядок оценки возвратных отходов.
Ежегодно в промышленных организациях и у населения образуется вторичное сырье (макулатура, изношенные шины, металлом, отходы текстиля, древесины, пластмасс и так далее).
В настоящее время, значительно снизились объемы заготовок макулатуры, изношенных шин, отходов текстиля, поскольку действовавшая ранее система сбора вторичного сырья прекратила свою деятельность, так как большая часть государственных структур преобразована в частные, также отсутствует связь между организациями – производителями и организациями, осуществляющими деятельность по утилизации вторсырья.
Деятельность организаций, осуществляющих сбор вторичного сырья, регулируется следующими нормативными документами:
Приказом Спецстроя Российской Федерации от 24 июля 2003 года №290 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов с драгоценными металлами в воинских формированиях и организациях при Спецстрое Российской Федерации»:
Приказом Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1224 «О порядке учета и хранения изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов и драгоценных камней» (вместе с «Инструкцией о порядке учета, хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»;
Постановлением Госатомнадзора Российской Федерации от 27 сентября 2000 года №8 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и Правил в области использования атомной энергии НП-020-2000 «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности»;
Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарными правилами и нормами. СанПиН 2.1.7.728-99, утвержденными Постановлением Минздрава Российской Федерации от 22 января 1999 №2;
Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом Российской федерации от 4 декабря 1995 года №13-7-2/469;
Методическими указаниями. МУ 2.1.7.1185-03 Сбор, транспортирование, захоронение асбестсодержащих отходов, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 января 2003 года и другими нормативными документами.
Приведем выдержку из Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года №68 «Об отходах производства и потребления». Москва является городом федерального значения и статьей 8 названного закона установлены требования к сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов:
«1. Деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.
2. Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
3. Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
4. Обезвреживание и уничтожение отходов должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
5. В целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных Правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье.
6. Перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, устанавливается Правительством Москвы».
Рассмотрим особенности сбора вторичного сырья на примере сбора лома и отходов цветного и черного металла.
Сбор лома и отходов цветного и черного металла.
Организации металлургии могут приобретать лом черных и цветных металлов с целью его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.
Напомним, понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе №89-ФЗ. Согласно статье 1 указанного закона:
«лом и отходы цветных и (или) черных металлов пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».
Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления. На этот факт мы сразу хотим обратить внимание читателя, так как это информация в дальнейшем будет необходима для понимания порядка налогообложения операций, связанных с металлоломом.
Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации.
В части лома черных металлов, такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».
А в части лома цветных металлов Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».
Кроме того, необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ);
Федеральный закон №89-ФЗ;
Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и других.
Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, подлежит лицензированию.
О том, что следует понимать под такой деятельностью, сказано в Постановлениях Правительства Российской Федерации:
от 23 июля 2002 года №553 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» (далее Постановление №553);
от 23 июля 2002 года №552 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» (далее Постановление №552).
Согласно пункту 1 Постановления №553:
«Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе».
Аналогичное определение деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов содержится и в Постановлении №552.
Таким образом, если субъект хозяйственной деятельности, будь это металлургическая организация или специализированная фирма, осуществляет указанные действия с металлоломом, то естественно, что он обязан получить соответствующую лицензию. Причем, если субъект одновременно осуществляет заготовку, переработку и реализацию и черных и цветных металлов, то ему придется получить две лицензии.
При прохождении процедуры лицензирования, хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой. В соответствии с пунктом 71 статьи 333.33 НК РФ размеры государственной пошлины составляют:
· за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии 300 рублей;
· за предоставление лицензии 1 000 рублей;
· за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, 100 рублей.
Обратите внимание!
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация:
«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».
Расходы на лицензирование у организации, занятой сбором металлолома, с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 ПБУ 10/99.
Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии в соответствии с Постановлением №553 и Постановлением №552 составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия, то есть именно в течение этого срока организация будет получать доходы от реализации металлолома. В связи с этим, на основании пункта 19 ПБУ 10/99, эти расходы должны быть обосновано распределены.
Следовательно, первоначально организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией, например, равномерно в течение срока действия лицензии.
Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н.
Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.
В налоговом учете расходы организации на лицензирование учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
По сути дела расходами организации на получение лицензии, является уплата государственной пошлины, которая в соответствии с положениями главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ признается сбором, взимаемым с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ (пункт 1 статьи 333.16 НК РФ):
«…при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».
Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком в целях налогообложения, метода признания доходов и расходов: начисления или кассового.
Если организация использует метод начисления, то датой признания указанных расходов признается день их начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ), следовательно, организация вправе признать расходы на лицензирование единовременно. Однако практика показывает, что бухгалтеры стремясь уменьшить трудозатраты финансовой службы, используют в налоговом учете порядок списания расходов на лицензирование, аналогичный применяемому в бухгалтерском учете. Это позволяет сделать пункт 1 статьи 272 НК РФ.
Если организация в целях налогообложения использует кассовый метод, то расходы на лицензирование признаются в учете единовременно, после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.
Учет в организациях, осуществляющих сбор лома и отходов цветного и черного металла.
Организация бухгалтерского и налогового учета у организации, осуществляющей операции с металлоломом, будет зависеть от того, какие цели преследует данный субъект. Если он осуществляет заготовку лома черных и цветных металлов с целью его использования в качестве вторичного сырья, используемого для производства своей продукции, то в этом случае металлолом будет выступать в качестве материалов.
Пример 3.
Производственная организация «А» приобретает у физического лица лом черных металлов в количестве 50 килограмм (далее кг) по цене 27 рублей за 1 кг и использует его для производства готовой продукции.
Учет металлолома, принятого у населения ведется в соответствии с ПБУ 5/01.
В соответствии с указанным документом (ПБУ 5/01) металлолом принимается к учету по фактической себестоимости, которая в данном случае будет складываться из суммы, выплаченной физическому лицу.
В соответствии с Планом счетов №94н учет металлолома, используемого в качестве материала, будет вестись на счете 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете организации «А» эта операция будет отражена следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
10 | 60, 76 | 1 350 | Принят к учету металлолом от физического лица |
60, 76 | 50 | 1 350 | Погашена задолженность перед физическим лицом |
В налоговом учете стоимость материалов (металлолома) учитывается по стоимости, определенной в соответствии со статьей 254 НК РФ.
Окончание примера.
Специализированные же организации, осуществляющие операции с металлоломом, используют, как правило, торговую схему, так как в данном случае металлолом у них предназначен для дальнейшей реализации, в связи с чем, его учет ведется на счете 41 «Товары».
Пример 4.
Организация «А» приобретает у физического лица лом черных металлов и использует его для реализации металлургическому комбинату.
В феврале текущего года выручка от продажи металлолома составила 10 000 рублей. Фактическая себестоимость реализованного металлолома составляет 7 000 рублей.
Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация «А» определяет методом начисления.
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41 | 76 | 7 000 | Приобретен металлолом у физического лица |
62 | 90-1 | 10 000 | Отражена выручка от продажи металлолома |
90-2 | 41 | 7 000 | Списана фактическая себестоимость реализуемого металлолома |
51 | 62 | 10 000 | Получены денежные средства за реализованный металлолом |
Окончание примера.
До 1 января 2006 года, каких либо особенностей в налогообложении НДС у организаций, занятых приемкой металлолома не было. Если организация приобретала его с целью дальнейшей перепродажи, то исчисление налогов производилось ею в обычном порядке.
Заметим лишь то, что налогоплательщики НДС иногда не верно определяли налоговую базу при реализации металлолома, исчисляя ее в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ, объясняя это тем, что раз металлолом приобретается у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, то и при последующей реализации НДС должен исчисляться с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой его приобретения. Такой подход к определению налоговой базы был неправомерен. Прочитайте внимательно пункт 4 статьи 154 НК РФ:
«При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции».
Во-первых, в данном случае речь идет о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки, перечень которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)». И металлолома, естественно, там нет.
Во-вторых, рассматривать металлолом в качестве продуктов переработки продукции (закрыв при этом глаза на отраслевую принадлежность последней) так же неверно, так как металлолом в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ представляет собой именно отходы.
С 1 января 2006 года ситуация с реализацией металлолома несколько изменилась.
Напомним, что Федеральный закон от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в статью 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».
С 1 января 2006 года освобождена от налогообложения НДС реализация лома отходов черных и цветных металлов (подпункт 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ). При этом заметим, что от налогообложения освобождена именно прямая реализация (передача на возмездной или безвозмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами)).
Напоминаем, так как реализация лома черных и цветных металлов может осуществляться лишь при наличии лицензии, то и льгота может быть предоставлена налогоплательщику лишь при наличии лицензии (пункт 6 статьи 149 НК РФ).
Кроме того, налоговое законодательство по НДС в случае одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, не подлежащих налогообложению, требует от налогоплательщика обязательного ведения раздельного учета. Такое требование выдвигает пункт 4 статьи 149 НК РФ.
Правда, при желании налогоплательщик НДС может отказаться от использования этой льготы, так как она не является обязательной к применению. Такое право ему предоставляет пункт 5 статьи 149 НК РФ.
И еще одно.
Осуществляя операции по приему металлолома, организации выплачивают физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с НК РФ признаются доходами у физического лица (статья 208 НК РФ). Заметим, что в такой ситуации у организации-приемщика не возникает обязанностей налогового агента по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ). Организация просто не в состоянии правильно исчислить суммы налога, в связи с тем, что при исчислении НДФЛ учитываются суммы стандартных и имущественных вычетов, о которых у налогового агента нет никакой информации. Иначе говоря, организация производит выплаты физическим лицам без удержания сумм НДФЛ. А вот подать сведения о суммах, выплаченных физическим лицам, организация обязана. Такое требование к ней предъявляют пункты 1 и 2 статьи 230 НК РФ.
В данном случае организация приобретает имущество у физического лица. А физические лица согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят самостоятельно исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Применение контрольно-кассовой техники.
При осуществлении деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №54-ФЗ).
В пункте 3 статьи 2 вышеназванного Федерального закона №54-ФЗ, перечислены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). В перечне таких случаев содержится прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
Иначе говоря, Федеральный закон №54-ФЗ содержит прямое требование от субъекта предпринимательства при осуществлении наличных расчетов о применении ККТ. В данном случае у многих фирм и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, как может ими применяться ККТ, ведь деньги за полученный металлолом они отдают сдатчику, а не получают. Тем не менее, несмотря на всю абсурдность данного требования, налоговики требуют обязательного применения ККТ. Доказательством могут служить письма налогового ведомства, в частности: Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее МНС Российской Федерации) от 9 апреля 2004 года №33-0-11/281 «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома», Письмо МНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №33-0-14/684@ «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома» и Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@ «О применении контрольно-кассовой техники». Справедливости ради заметим, что все перечисленные документы не являются документами нормативного характера, однако легче от этого не становится. Ведь мало того, что такая точка зрения сформировалась у «налоговиков», судебная практика подтверждает, что и суды занимают аналогичную позицию. В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 января 2006 года по делу №А29-6238/2005А, Постановление ФАС Поволжского округа от 23 марта 2006 года по делу №А72-3632/05-23/250, Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 года по делу №А65-22920/04-СА1-36, Постановление ФАС Уральского округа от 26 июля 2005 года по делу №Ф09-3106/05-С7 и даже Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04. В нем, в частности указано, что:
«административная ответственность, предусмотренная статей 14.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты».
Заметим, что решение весьма оригинальное.
На наш взгляд, сфера применения Федерального закона №54-ФЗ это осуществление наличных расчетов между субъектами гражданского права, осуществляемых при продаже товаров (работ, услуг), а не при их покупке. Доказательством служит пункт 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ:
«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
То есть, сам закон ограничивает сферу своей деятельности, и пункт 3 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ не может ее расширить.
Фискальные же органы твердо стоят на своем: ККТ обязательно! Хорошо хоть, что они при этом, в своих размышлениях, не идут еще дальше, а то вообще можно было бы прием металлолома рассматривать как оказание услуг.
Прием металлолома с оплатой его стоимости, по своей природе, является договором купли-продажи, регулируемым статьей 454 ГК РФ, а не чем-то иным. И если налоговые органы требуют применение ККТ, то по логике такой чек должен выдать именно продавец товара (физическое лицо), а не кто-то иной. Но Федеральный закон №54-ФЗ такого требования к физическим лицам не предъявляет.
Заметим, что проблема металлолома не является новой, о чем свидетельствует Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624, в котором судебное решение было вынесено в пользу налогоплательщика. То есть суд признал недействующим подпункт «м» пункта 2 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Напомним, что до вступления в силу Федерального закона №54-ФЗ, случаи, когда организации и учреждения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, были перечислены именно в этом перечне. И в подпункте «м» пункта 2 указано, что организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в части осуществления приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома).
Несмотря на всю логику, ситуация такая, что налогоплательщику придется использовать ККТ. Ведь отсутствие ККТ приведет к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что с нашей точки зрения так же неправомерно, (обратите внимание на название статьи):
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».
Если же субъект хозяйственной деятельности решит обратиться в суд, то еще неизвестно, какое решение по этому поводу примет Ваш судебный орган. Будет ли он ориентироваться на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624 или же на Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04.
Теперь коснемся бланков строгой отчетности. Могут ли организации, принимающие металлолом, их использовать?
В качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом Минфина Российской Федерации от 11 апреля 1997 года №16-00-27-14 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» (далее Письмо №16-00-27-14). Код данной формы по ОКУД 0712611.
Квитанция состоит из двух разделов, непосредственно квитанции и корешка квитанции. В каждой из частей указывается наименование организации, принимающей вторсырье и ее адрес, серия и номер квитанции, номер приемного пункта.
О сдатчике вторсырья в квитанцию заносятся его фамилия, имя и отчество. В том случае, если сдается цветной металлолом, то в специально отведенные строки вписываются данные паспорта сдатчика.
В табличной части квитанции в соответствующие графы заносится информация о дате проводимой операции, наименовании сдаваемого вторсырья или покупаемого товара, его количество и сумма. Итоговая сумма записывается прописью. Квитанция подписывается лицом, получившим деньги, с указанием его фамилии, имени и отчества.
Квитанция выдается лицу, сдающему вторсырье или покупающему товар, а корешок квитанции остается в приемном пункте.
По поводу того, имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать данные бланки при отсутствии ККТ, заметим, что на наш взгляд, Федеральный закон №54-ФЗ не дает такой возможности. Объясним.
Согласно пункту 2 статьи 2 вышеуказанного закона:
«Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности».
Как видим, закон дает такое разрешение только в случае оказания услуг населению. А как мы уже отметили выше, отношения по приему металлолома в соответствии с нормами гражданского законодательства представляют собой куплю-продажу. Поэтому на наш взгляд, организация или индивидуальный предприниматель могут применять данные бланки (для учета сумм, выданных физическим лицам) только одновременно с выдачей чека ККТ.
Приобретение вторичного сырья.
В соответствии со статьей 4 Закона №89-ФЗ:
«1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством».
Рассмотрим порядок отражения в учете операций по приобретению вторичного сырья, который аналогичен порядку учета МПЗ по договорам купли-продажи.
Одной из основных задач учета МПЗ является формирование их фактической себестоимости.
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 при приобретении МПЗ, в частности, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий за плату их фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
В фактическую себестоимость включаются следующие затраты:
· суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу);
· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ.
По поводу включения в фактическую себестоимость МПЗ консультационных и информационных услуг хотелось бы отметить, что некоторые специалисты считают, что такие расходы можно учитывать в себестоимости МПЗ только в том случае, если они оказаны именно организацией (юридическим лицом). Действительно, исходя из буквального прочтения бухгалтерского стандарта, напрашивается такой вывод. Но, в связи с тем, что бухгалтерское законодательство содержит открытый перечень затрат, которые могут учитываться в себестоимости МПЗ, на наш взгляд консультационные и информационные услуги, оказанные индивидуальным предпринимателем можно учесть в себестоимости МПЗ как «иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов».
Кроме того, следует помнить, что в фактическую себестоимость материалов могут быть включены расходы на оплату информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением именно этих материалов. Например, если по заказу организации ей предоставлен обзор товаров на рынке, где перечислены разнообразные материалы, данные об их стоимости и производителях, то после приобретения партии каких-либо материалов из этого перечня достаточно сложно точно определить, какая доля расходов на консультационные услуги относится именно к этой партии.
Если же по заказу организации произведен поиск конкретных материалов, исходя из определенных параметров (свойства, качество, цена и так далее) и результат выглядит приблизительно следующим образом: «Материалы «А», удовлетворяющие Вашим требованиям к качеству, свойствам и стоимости, производятся в городе Х в ООО «Дельта», то после приобретения именно этих материалов именно у этого поставщика и по указанной цене можно с большой долей вероятности включить данные расходы по оплате информационных услуг в себестоимость приобретенных материалов.
· таможенные пошлины, уплаченные при приобретении импортных МПЗ;
· невозмещаемые налоги, уплаченные при приобретении МПЗ. Таким налогом в некоторых случаях может являться акциз. Например, согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям по получению подакцизных нефтепродуктов, в случае передачи их лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Согласно пункту 8 статьи 200 НК РФ суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В Письме Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2005 года №03-04-06/130 сказано, что суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, при их получении, формируют фактическую себестоимость МПЗ.
· вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую приобретены МПЗ. Исходя из текста данного пункта, можно сделать вывод, что если посредником при приобретении МПЗ является частный предприниматель, то данные расходы включить в фактическую себестоимость МПЗ нельзя. Однако в отношении вознаграждений, уплаченных посреднической организации, справедливы рассуждения, приведенные чуть выше, касающиеся включения в фактическую себестоимость материалов сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги;
· затраты по заготовке и доставке МПЗ до места из использования, которые включают в себя:
расходы по страхованию;
затраты по заготовке и доставке МПЗ;
затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
затраты на услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором;
проценты по кредитам, предоставленным поставщиками;
начисленные до принятия к учету МПЗ проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения этих запасов.
Важный момент, на который следует обратить внимание при формировании фактической себестоимости МПЗ это учет процентов при приобретении МПЗ за счет заемных средств. Куда следует относить сумму начисленных процентов: на увеличение стоимости МПЗ или на операционные расходы?
Все зависит от вида кредита или займа. Если организация использует заемные средства на приобретение материальных запасов (целевые), то при начислении процентов за пользование заемными средствами она должна руководствоваться пунктом 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 года №60н (далее ПБУ 15/01):
«В случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации – заемщика».
То есть порядок отражения в бухгалтерском учете должен быть следующим:
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» можно открыть субсчет 60-1 «Авансы выданные», 60-2 субсчет «Проценты по кредиту на оплату товаров».
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
51 | 66 | Получен кредит на приобретение МПЗ |
60-1 | 51 | Произведена предварительная оплата материалов |
60-2 | 66 | Начислена сумма процентов банку за период до принятия материалов к учету |
После принятия к учету МПЗ, начисление процентов производится в обычном порядке | ||
91-2 | 66 | Начислены проценты за пользование кредитом |
Кстати, аналогичные требования в отношении заемных средств установлены и в ПБУ 5/01.
В том случае, если заемные средства используются организацией на иные цели, нежели предварительная оплата МПЗ, то суммы начисленных процентов, в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99, отражаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов.
Как видим, в отношении одного и того же вида расходов бухгалтерское законодательство предусматривает два разных варианта учета. Как быть? А ведь есть еще и налоговый учет, в котором проценты по заемным средствам (независимо от цели) учитываются в составе внереализационных расходов. Естественно, что любой бухгалтер старается сблизить бухгалтерский и налоговый учет, чтобы уменьшить трудоемкость работы. Исходя из этого, в бухгалтерском учете наиболее целесообразно такие виды расходов учитывать в составе операционных расходов, причем как по целевым заемным средствам, так и по средствам, не носящим целевого характера. Однако даже если закрепить в учетной политике организации положение о том, что проценты по заемным средствам целевого характера производственная организация в целях бухгалтерского учета учитывает в составе операционных расходов, претензии со стороны налоговых органов избежать не удастся, ведь формально организация нарушает требования ПБУ 15/01 и ПБУ 5/01.
Остановимся также на порядке учета транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением МПЗ.
В состав транспортно-заготовительных расходов организации, непосредственно связанных с заготовлением и доставкой МПЗ в организацию, в соответствии с пунктом 70 Методических указаний №119н, входят:
- расходы по погрузке МПЗ в транспортные средства и транспортировке, которые должны быть оплачены покупателем сверх цены МПЗ, установленной договором;
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата. Сюда входят расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском МПЗ, работников специальных заготконтор, складов и агентств, организованных в местах заготовления МПЗ, работников непосредственно занятых заготовкой (закупкой) МПЗ и доставкой их в организацию, а также отчисления на социальные нужды перечисленных работников. В том случае, если перечисленные работники помимо заготовки, приемки и хранения МПЗ занимаются также заготовкой, приемкой, хранением ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства, то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям;
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
· затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию, в частности затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 72 Методических указаний №119н работы по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию, могут выполняться как собственными силами организации, так и сторонними организациями, причем в этом случае в расходы по доведению включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненные сторонними организациями.
· иные затраты, непосредственно связанные и приобретением МПЗ.
Пример 5.
Швейная фабрика ООО «А» приобрела партию ткани, предназначенной для изготовления швейных изделий.
Затраты, связанные с приобретением данной партии материалов у ООО «А» составили:
Стоимость ткани, согласно договору купли-продажи 177 000 рублей (в том числе НДС 27 000 рублей).
Стоимость услуг перевозчика 5 900 рублей (в том числе НДС 900 рублей).
Стоимость услуг посредника, через которого ООО «А» приобрело данную ткань 5 310 рублей (в том числе НДС 810 рублей).
Учетной политикой ООО «А» предусмотрено, что учет материалов ведется без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Тогда в учете ООО «А» операции, связанные с приобретением МПЗ, будут выглядеть следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
10 | 60 | 150 000 | Отражена договорная стоимость ткани |
19 | 60 | 27 000 | Отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком ткани |
10 | 76 | 5 000 | Учтена сумма транспортных расходов в стоимости ткани |
19 | 76 | 900 | Учтен НДС по транспортным расходам |
10 | 76 | 4 500 | Учтены в стоимости ткани услуги посредника |
19 | 76 | 810 | Учтен НДС по комиссионному вознаграждению посреднику |
68 | 19 | 28 710 | Принят к вычету НДС |
60,76 | 51 | 188 210 | Погашена задолженность перед поставщиком, перевозчиком и посредником |
В результате на счете 10 «Материалы» организация «А» сформировала фактическую себестоимость данной партии ткани, которая составила 159 500 рублей.
Напоминаем, что с 1 января 2006 года налогоплательщик НДС вправе получить вычет по сумме налога, предъявленного ему к оплате поставщиками товаров (работ, услуг), после принятия товаров (работ, услуг) к учету без условия факта оплаты (пункт 1 статьи 172 НК РФ).
В том случае, если налогоплательщик в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) использует собственное имущество (в том числе вексель третьего лица), применяются положения пункта 2 статьи 172 НК РФ.
Окончание примера.
Приобретение вторичного сырья у физического лица по договору купли продажи.
Осуществляя закупки вторичного сырья у физических лиц, организация, как правило, заключает с такими физическими лицами договора купли-продажи.
Отношения между сторонами по договору купли-продажи регулируются положениями параграфа 1 главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ. Особенностью такой сделки является то, что одной стороной договора выступает гражданин физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, другой стороной выступает юридическое лицо.
В организации, для осуществления операций по приобретению вторсырья у населения, приказом руководителя обычно назначается ответственное лицо, с которым организация в обязательном порядке, заключает договор о материальной ответственности.
Ответственному лицу выдается в подотчет определенная сумма денежных средств, который самостоятельно рассчитывается с физическими лицами.
По окончании расчетов, подотчетное лицо должно предоставить в бухгалтерию авансовый отчет о действительном использовании денежных средств.
Обратите внимание!
Выдать следующую подотчетную сумму организация вправе только при условии того, что подотчетное лицо полностью рассчиталось по ранее выданным ему суммам.
На основании полученного авансового отчета бухгалтер организации отразит в учете поступление вторсырья. Напомним, что на основании пункта 5 ПБУ 5/01 сырье принимается к учету по фактической себестоимости.
Обратите внимание!
Организация, приобретающая у населения вторсырье, не обязана удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с сумм, выплачиваемых физическим лицам за приобретаемое у них имущество. Физические лица делают это самостоятельно, однако, осуществляя выплаты физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, организация обязана в налоговый орган подать сведения о размере выплаченных сумм.
Пример 6.
Организацией, осуществляющей деятельность по приему вторсырья у физических лиц, принято от физического лица 50 килограмм макулатуры на сумму 20 рублей. Сырье приобретено для последующей продажи.
Расчеты с физическим лицом за сданное вторсырье произведены наличными денежными средствами.
В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41 | 76 | 20 | Принята к учету макулатура от физического лица |
76 | 50 | 20 | Произведена оплата физическому лицу за сданную макулатуру |
Окончание примера.
Что касается применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, то в соответствии с абзацем 13 пункта 3 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
Напомним, в качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом №16-00-27-14. Код данной формы по ОКУД 0712611.
Более подробно с вопросами, касающимися образования и учета вторичного сырья, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Материально-производственные запасы».
Честно говоря, хотелось бы более подробной информации о процессе переработки лома, распределения постоянных затрат производства на себестоимость переработанного лома, расчеты нормативов "переменных" и "постоянных затрат" и методики учета отклонений от этих нормативов. Например, особенно остро встает проблема с распределением накладных производственных расходов при снижении уровня производства (объемы сокращаются, и растет доля постоянных относящаяся на единицу продукции). Можно, конечно, раз в месяц производить обесценение продукции на складах, но что делать с реализованной, у которой нереально огромная себестоимость из-за большой доли постоянных (иногда выше продажной цены). Переходить на чистый директ-костинг тоже не желания, а корректной информации о формировании подобных нормативов нигде нет. Пока подхожу подхожу с точки зрения МСФО 2, и пытаюсь чисто аналитически выявлять уровень постоянных затрат, включаемых в себестоимость, и что спишеться на фин результат периода.