Владислав Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний «Налоговый щит»

Журнал «Документы и комментарии» № 15, август 2011 г.

Минфин России продолжает настаивать, что расходы на ГСМ для служебного автомобиля учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России. Если же такие нормы для конкретной машины не установлены, компания должна обратиться за их разработкой в специализированные научные организации. В период их подготовки она может руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. (Письмо Министерства финансов РФ от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

Cкачать письмо Министерства финансов РФ от 10.06.11 № 03-03-06/4/67 

Учет ГСМ по Минфину

Порядок учета расходов на приобретение горюче-смазочных материалов зависит от назначения используемого транспорта. Они могут учитываться либо как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом такие расходы должны соответствовать критериям, установленным статьей 252 НК РФ, а именно быть обоснованными.

По мнению финансового ведомства, в отношении расходов на ГСМ соответствие критерию обоснованности означает признание налогоплательщиком расходов согласно Методическим рекомендациям «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»*.

* Утверждены распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р; далее – Методические рекомендации.

Если для отдельных моделей, марок и модификаций автомобильной техники Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, то Минфин России предлагает руководствоваться порядком, который предусмотрен пунктом 6 Методических рекомендаций. А именно вводить на уровне приказа руководителя организации нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Однако, учитывая, что такая работа может затянуться, компаниям разрешается до принятия указанного приказа руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Иная позиция

По нашему мнению, вывод Минфина России о необходимости применения налогоплательщиками положений Методических рекомендаций Минтранса России для подтверждения обоснованности расходов на приобретение горюче-смазочных материалов не отвечает положениям главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы признаются налогоплательщиком при налогообложении прибыли при условии их обоснованности (экономической оправданности). При этом единственный критерий обоснованности расходов, утвержденный законодателем, – это факт несения расходов для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Каких-либо иных критериев в отношении затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, в том числе соответствие понесенных расходов нормам, утвержденным Минтрансом России или разработанным в установленном порядке научными организациями, положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено. Данный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой (постановления ФАС Московского от 28.09.07 № КА-А41/9866-07, Центрального от 04.04.08 № А09-3658/07-29 округов).

Следовательно, утверждение руководителем организации норм расхода топлива на основании технической документации и (или) информации, предоставляемой заводом – изготовителем автомобиля, направленное на обеспечение надлежащего контроля за использованием горюче-смазочных материалов, позволяет говорить о том, что признаваемые налогоплательщиком с учетом таких норм расходы являются обоснованными.