Автор: Гришина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Ежегодно законодатели принимают много поправок (существенных и технических) к налоговому законодательству. Нынешний год не стал исключением: принят ряд нормативных актов, внесших значимые изменения в налоговое и пенсионное законодательство. Некоторые их них уже действуют, а другие начнут применяться только в следующем году. Но все они, безусловно, так или иначе повлияют на деятельность бюджетных учреждений.
Отменено страховое свидетельство ПФР
Федеральным законом от 01.04.2019 № 48-ФЗ (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ) были внесены существенные изменения в порядок индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, определенный положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) (см. также Письмо ПФР от 28.06.2019 № 09-19/13246).
Главное нововведение – отмена с 01.04.2019 пластикового свидетельства СНИЛС (в виде светло-зеленой карточки). Вместо него отделения ПФР теперь будут выдавать специальный документ, подтверждающий факт регистрации застрахованного лица в системе персонифицированного учета. У этого документа уже есть обозначение – АДИ-РЕГ, но нет (пока) утвержденной формы (соответствующий правительственный акт в настоящее время находится на стадии утверждения).
К сведению! Получить справку о регистрации в системе персонифицированного учета можно сколько угодно раз (это следует из ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ):
обратившись лично в отделение ПФР или МФЦ;
заказав через сайт госуслуг.
Данный документ можно получить в виде бумажной справки или в электронном виде.
Отмена с 01.04.2019 пластиковых страховых свидетельств, прежде всего затронула интересы следующих категорий застрахованных лиц:
-
граждане, которые ранее не были зарегистрированы в системе персонифицированного учета (в частности, работники, которые ранее не состояли в трудовых отношениях);
-
лица, потерявшие пластиковое свидетельство;
-
лица, чье пластиковое свидетельство пришло в негодность.
Важная деталь. Отмена выдачи пластиковых страховых свидетельств никак не повлияла на ранее выданные свидетельства – они по-прежнему являются действующими. Иначе говоря, гражданам, имеющим на руках пластиковые свидетельства, не нужно их обменивать на новые документы, подтверждающие факт регистрации в системе персонифицированного учета (ст. 7 Федерального закона № 48-ФЗ).
Действия работодателя при приеме лица, впервые поступающего на работу
В соответствии с п. 1 ст. Федерального закона № 27-ФЗ на каждого гражданина РФ Пенсионный фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Этот счет открывается в том числе на основании заявления лица, поданного:
-
лично;
-
через работодателя;
-
через МФЦ.
Указанное заявление предоставляется в отделение ПФР посредством заполнения анкеты, форма (АДВ-1) и порядок заполнения которой утверждены Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 2п. Правильность указанных в данной анкете сведений заверяется личной подписью гражданина. Если последний не имеет возможности лично заверить ее по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, продолжительной болезни или иной причине, страхователь, указав эту причину, вправе заверить эту анкету сам (см. Письмо ПФР № 09-19/13246).
Важная деталь. Сроки подачи заявления на регистрацию гражданина в системе персонифицированного учета действующим законодательством не определены.
К сведению: решение об открытии лицевого счета отделение ПФР примет в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты АДВ-1. Кроме того, Пенсионный фонд согласно ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ обязан проинформировать гражданина (способом, указанным в анкете) о результатах его регистрации в системе персонифицированного учета посредством направления документа, подтверждающего его регистрацию в этой системе и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета.
Прежде согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому по нормам законодательства РФ начисляются страховые взносы, обязано было представить страхователю свое страховое свидетельство. В случае его отсутствия ему следовало самому обратиться в отделение ПФР с заявлением о выдаче такого свидетельства впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6 указанного закона, для передачи в ПФР.
Сейчас в данной ситуации застрахованное лицо обязано будет предъявить страхователю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством сервиса «Личный кабинет зарегистрированного лица». Об этом же сказано теперь в ст. 65 ТК РФ.
Отметим: в Письме № 09-19/13246 чиновники ПФР подчеркнули, чтов случае подачи физическим лицом заявления (о регистрации в системе учета) через работодателя обратная связь с отделением фонда (информирование и выдача документа, подтверждающего регистрацию в системе) будет осуществляться тоже через работодателя. Соответственно, если заявление на регистрацию в ПФР гражданин подаст, минуя работодателя, то и документ, подтверждающий факт регистрации в системе персонифицированного учета, получит он сам (бумажную справку или электронный файл на почту). Далее этот документ он должен передать работодателю (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ).
Регистрация «дистанционного» работника в системе персонифицированного учета
Порядок принятия на работу «дистанционного» работника определен положениями ст. 312.2 ТК РФ. В ней прямо сказано, что в случае заключения с лицом, впервые поступающим на работу, трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами именно это лицо должно получить документ, подтверждающий факт регистрации его в системе персонифицированного учета.
Между тем из данного положения явно не следует, что получение обозначенного документа является обязанностью гражданина, вступающего в «дистанционные» трудовые отношения с работодателем. В связи с этим возникает вопрос: обязан ли работодатель в такой ситуации подавать в отделение ПФР сведения, необходимые для регистрации «дистанционного» работника в системе персонифицированного учета?
Чиновники ПФР в Письме № 09-19/13246, сославшись на п. 1 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ (в котором, напомним, сказано, что индивидуальный лицевой счет открывается в том числе на основании заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через МФЦ), указали, что при заключении работником трудового договора впервые на бумажном носителе либо путем обмена электронными документами открытие индивидуального лицевого счета по выбору работника может быть осуществлено как им самостоятельно, так и через работодателя.
Итак, в Федеральном законе № 27-ФЗ более не содержится упоминаний, что работник может получать какие-либо документы, подтверждающие регистрацию в системе персонифицированногоучета, по месту работы. Обязанность фонда передавать такие документы работодателю также не установлена. Более того, в ст. 14 и 16 Федерального закона № 27-ФЗ прямо указывается, что документы, подтверждающие регистрацию в системе такого учета, направляются отделениями ПФР работнику по его запросу. Словом, какого-либо посредничества работодателя при получении этих документов теперь не предусмотрено (см. Письмо ПФР № 09-19/13246).
Скорректированы льготы по НДФЛ
Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ внесены уточнения в гл. 23 НК РФ в части порядка предоставления льгот по НДФЛ.Основные положения законабудут действовать с 01.01.2020.
Уточнены освобождаемые от обложения НДФЛ гарантии и компенсации
Пункт 1 ст. 217 НК РФ изложен в новой редакции. В нее включены положения из п. 3 данной статьи, в свою очередь, утратившего силу. (Напомним: обе нормы в настоящее время содержат перечни гарантий и компенсаций, установленных законодательно, которые освобождаются от НДФЛ.)
К сведению: появление новой редакции обусловлено решением, принятым в Постановлении КС РФ от 31.05.2018 № 22-П, где было отмечено, что действующее законодательство не содержит системной классификации выплат и компенсаций, назначаемых лицам, признаваемым государством нуждающимися в силу состояния здоровья, возраста, особого статуса и других обстоятельств в повышенной социальной защите, притом что большинство подобных выплат и компенсаций, предоставляемых гражданам за счет бюджетных ассигнований, по своему характеру относится к мерам социальной поддержки. В связи с этим КС РФ пришел к выводу о необходимости внесения в ст. 217 НК РФ системных изменений.
В новой редакции п. 1 ст. 217 НК РФ по-прежнему говорится о государственных пособиях и компенсационных выплатах. В частности, с 01.01.2020 не подлежит обложению НДФЛ оплата работодателем работникам, трудящимся и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
-
стоимости их проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 кг;
-
стоимости проезда неработающих членов семей работников (мужей, жен, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работниками) и стоимости провоза ими багажа в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ.
По-прежнему от обложения НДФЛ будет освобождена большая часть компенсаций, связанных с увольнением. Сохраняются и несколько исключений из этого правила. Уточнено, что доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не подлежат освобождению от налогообложения на основании ст. 217 НК РФ.
Как и раньше, от обложения НДФЛ будут освобождены все указанные в норме компенсации, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Но есть небольшое уточнение, касающееся командировочных расходов. В новой редакции нормы буквально сказано о компенсациях при направлении в служебную командировку, что более соответствует содержанию п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749), где в перечне возмещаемых командировочных расходов говорится также об иных расходах, произведенных работником с разрешения руководителя организации.
Обратите внимание: содержание новой редакции п. 1 ст. 217 НК РФ будет существенно отличаться от норм пп. 1 и 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, в которых перечислены выплаты и вознаграждения физическим лицам, освобождаемые от обложения страховыми взносами. До этого момента перечни из указанных норм были практически идентичными.
Уточнены льготы для медицинских работников
В пункте 37.2 ст. 217 НК РФ до сих пор было сказано об освобождении от НДФЛ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществленных в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, которое применялось в 2017 году (см. также письма Минфина РФ от 23.04.2019 № 03-04-05/29183 и 03-04-05/29188).
Теперь названная норма изложена в новой редакции, из которой следует, что финансовое обеспечение доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающих 1 000 000 руб., осуществляется по правилам, прилагаемым к соответствующей государственной программе РФ, утверждаемой Правительством РФ. Речь в данном случае идет о Государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», действующей с 01.01.2018 (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640).
Таким образом, новая редакция пп. 37.2 п. 1 ст. 217 НК РФ распространяется на доходы, право на получение которых возникло (возникнет) у медицинских работников с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно. Об этом сказано в п. 3 ст. 2 Федерального закона № 147-ФЗ. При этом в п. 4 названной статьи содержится уточнение, что в отношении выплат, право на получение которых предусмотрено ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ, применяются положения пп. 37.2 п. 1 ст. 217 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 147-ФЗ.
Введены новые льготы социального характера
Пункт 1 ст. 217 НК РФ дополнен новыми выплатами социального характера, освобождаемыми от налогообложения. Эти выплаты освобождаются от налогообложения уже в 2019 году (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 147-ФЗ).
В данный перечень, в частности, вошли следующие выплаты:
-
денежная компенсация, выплачиваемая взамен полагающегося земельного участка (п. 41.2);
-
доходы в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами от 10.01.2002 № 2-ФЗ, от 26.11.1998 № 175-ФЗ (п. 76);
-
доходы, полученные налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами РФ, актами Президента РФ, Правительства РФ, законами субъектов РФ в связи с рождением ребенка (п. 77);
-
доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные инвалидами или детьми-инвалидами согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со ст. 262 ТК РФ лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами (п. 78);
-
доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) (п. 79);
-
ежегодные денежные выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», установленные Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ (п. 80).
Скорректирован порядок получения соцвычета на лечение
До 2019 года соцвычет по НДФЛ по расходам на лекарственные препараты налогоплательщики согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ могли получить только при условии указания этих препаратов в перечне, утвержденном Правительством РФ. По видам лекарств, не вошедшим в перечень, данный вычет не предоставлялся. Исключение – лекарство, которое содержит в качестве действующего вещества лекарственное средство, поименованное в перечне (см. Письмо Минфина РФ от 29.03.2019 № 03-04-05/21877).
Федеральным законом № 147-ФЗ правило, установленное пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, изменено. Теперь из него следует, что вычет налогоплательщик может получить в связи с покупкой любого лекарства, назначенного ему лечащим врачом (то есть при покупке лекарства на основании рецепта, выписанного врачом). Новая редакция названного подпункта применяется с налогового периода 2019 года, то есть «задним числом».
Причем Минздрав в Письме от 02.08.2019 № 25-4/3085695-8611 подчеркнул, что в случае обращения гражданина в медицинскую организацию за получением рецепта на лекарственный препарат, назначенный ему по медицинским показаниям (независимо от условий отпуска лекарственного препарата из аптечных организаций), с целью предъявления рецепта в налоговый орган при оформлении налоговой декларации отказ в выдаче такого рецепта медицинским работником является необоснованным.
Таким образом, заявить к вычету расходы на лекарственные препараты налогоплательщики могут уже в этом году, при условии, что (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ):
-
они назначены лечащим врачом (абз. 1);
-
их оплата не была произведена за счет работодателя (абз. 6).