Автор: Ксения Архипова, Старший партнер, Исполнительный директор АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Опубликовано в журнале "Расчет"
Наиболее важной отменой этого года следует считать потерю возможности уйти от уголовной ответственности для злостных неплательщиков взносов во внебюджетные фонды в соответствии с 250-ФЗ от 29.07.2017г. Ранее УК РФ предусматривал наказание лишь за уклонение от уплаты налогов, чем могли пользоваться те, кто не уплачивал взносы. Новая норма уже действует с 10 августа 2017 года, и статьями 198, 199 УК РФ предусматривается привлечение к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты страховых взносов в той же мере, как и тех, кто уклоняется от уплаты налогов. По страховым взносам к крупному размеру недоимки относят суммы от 5 млн рублей для предприятий, а к особо крупному - от 15 млн. рублей. Не избегут ответственности также злостные неплательщики взносов за травматизм, при этом к крупному уклонению приравнивается сумма недоимки свыше 2 млн рублей, а к особо крупному – свыше 10 млн рублей (ст. 199.3 и 199.4 УК РФ).
Второй по значимости следует признать отмену возможности для налоговых органов проводить доначисление налогов только лишь при наличии формальных признаков фиктивности сделки, таких как сомнительная подпись или недобросовестный поставщик. Теперь инспекторы должны доказать факт использования налогоплательщиком схем для уклонения от уплаты налогов. Т.е. если сделка реальная, товар отгружен, услуги оказаны, работы выполнены и деньги получены, то налогоплательщик вправе учесть затраты по этой сделке в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Налоговый инспектор должен сам искать доказательства фиктивности сделки, например, если сделку выполнил не тот контрагент, который указан в договоре, или если сделка проводится для ухода от налогов.
Третье место в рейтинге занимает частичная отмена аудиторской тайны. С нового года на аудиторов накладывается обязанность передавать информацию о клиентах, как по запросам налоговых органов, так и по собственной инициативе аудиторов при выявлении ими фактов отмывания доходов. В числе таких признаков могут быть: использование подставных лиц, проведение клиентом фиктивных сделок, неоправданное использование наличных денег в обороте и прочее.
Четвертое место отдаем возможной отмене ЕНВД с 2018 года. Хотя Федеральный закон от 2.06.2016 г. отложил отмену ЕНВД с 2018 года, сегодня на рассмотрении находится новый законопроект об отмене ЕНВД для организаций розничной торговли, а также для других видов деятельности, кроме бытового обслуживания. Так как проект еще не принят, то вопрос отмены ЕНВД пока остается открытым.
В пятерку главных отмен года могла бы войти ожидаемая многими отмена транспортного налога. Однако ее пока не будет, но не будет и повышения ставки налога, поэтому никаких изменений в следующем году не предвидится.
В пятерке наиболее важных пока отмена бесплатного заезда в курорты Крыма, Ставрополья, Краснодарского края и Алтая. Размер сбора и порядок его уплаты регионы будут устанавливать самостоятельно, но в 2018 году его размер не может превышать 50 рублей в сутки, а в 2019-2022 гг. – 100 рублей. Эти четыре курортных региона были пока выделены для эксперимента, который, если будет признан удачным, может после 2022 года распространиться и на другие регионы.
Шестой важной отменой по праву может считаться отмена льгот по налогу на имущество для движимых объектов, в случае если субъект РФ не примет соответствующий закон о льготах до 1 января 2018 года. Минэкономразвития предлагает исключить из налогообложения движимое имущество, что будет способствовать обновлению парка техники, оборудования, будет стимулировать рост инвестиций в модернизацию основных фондов. Но так как налог на имущество предприятий относится к числу региональных, и именно от того будет ли принят соответствующий закон в каждом конкретном регионе, будет зависеть налогообложение движимого имущества.
Далее на седьмом месте в рейтинге следуют рассматриваемые изменения в статью 251 НК РФ. Например, отмену налогообложения налогом на прибыль доходов в виде интеллектуальных прав, выявленных в ходе инвентаризации, что благоприятно для налогоплательщиков, и наоборот, отмену льгот в отношении взносов учредителей (имеющих долю в организации менее 50%) в счет пополнения чистых активов.
На восьмой позиции возможная отмена, которая коснется особенностей применения НДС по ставке 0%. Предполагается отменить норму, по которой нулевая ставка НДС применяется только, если покупателем в экспортной сделке выступает иностранное лицо. Также планируется исключить товаросопроводительные документы из числа документов, которые требовалось предоставить для получения право на использование нулевой ставки налогообложения экспорта. В первом случае устранена несправедливость в отношении предприятий, продававших продукцию российским компаниям, имеющим обособленные структурные подразделения за рубежом, в ситуации, когда это зарубежное подразделение самостоятельно закупало продукцию на российском рынке. В соответствии с вносимыми изменениями, для получения возможности применения ставки НДС 0%, будет уже не важно, кому продан товар, главное, чтобы он пересек российскую границу.
Отсутствие необходимости предоставлять товаросопроводительные документы, чтобы получить возможность применения нулевой ставки НДС, будет хорошим стимулом для развития отечественной интернет-торговли за рубежом, когда интернет-магазины должны были предоставлять в налоговые органы кучу документов, чтобы получить налоговую льготу по НДС.
На девятом месте отмена привилегий не применять ККТ в расчетах. Со второго полугодия утрачивают право не применять кассовые аппараты:
-
торговля с использованием торговых автоматов;
-
оказание услуг населению (если они ранее использовали бланки строгой отчетности вместо ККТ)
-
применение ЕНВД (раньше они могли выдавать чеки только по требованию клиента)
Замыкает десятку важных отмен года – отмена коммерческой тайны в отношении взаимоотношений с фискальными органами с 1 июня 2018 года (в соответствии с Приказом ФНС России от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582. На сайте налоговой службы будет раскрываться информация о наличии недоимок и задолженностей по налогам и пеням, штрафам; о совершенных налоговых правонарушениях и ответственности за них; о применяемых специальных налоговых режимах; об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников и уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах предприятия по данным бухгалтерской отчетности.