ЗАО "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Значения стоимостных показателей в декларации по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, можно указывать в полных рублях

2. Если требование о доле участия юрлиц в организации - плательщике ЕНВД нарушено в течение налогового периода, но по итогам квартала это нарушение устранено, то организация не утрачивает право на применение данного спецрежима

3. Льгота по налогу на имущество организаций в отношении объектов с высокой энергоэффективностью может применяться неоднократно разными собственниками таких основных средств

4. Утвержден новый перечень объектов высокой энергоэффективности, инвестиции в которые являются основанием для получения налогового кредита

 

Комментарии

1. Рекомендации ФНС России по проведению камеральных проверок

2. Рекомендации ФНС России по проведению выездных проверок

3. Рекомендации ФНС России по проведению мероприятий налогового контроля 

 

 

Новости

 

1. Значения стоимостных показателей в декларации по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, можно указывать в полных рублях

Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-11-06/2/29385 

По мнению Минфина России, в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, все показатели следует отражать в полных рублях. Свою позицию финансовое ведомство аргументирует так. Форма книги учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. На титульном листе этой формы указана единица измерения - руб. с кодом 383 по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366. Данному коду соответствует экономическая единица измерения - рубль.

Что касается декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, то Минфин России сослался на следующее. В соответствии с п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н, значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля. Однако ВАС РФ в Решении от 20.08.2012 N 8116/12 признал это положение не соответствующим Налоговому кодексу РФ (подробнее см. выпуск обзора от 05.09.2012).

В связи с этим финансовое ведомство указывает, что в декларации по единому налогу все значения стоимостных показателей следовало бы отражать в рублях с копейками, то есть без округления. Однако, поскольку применяющие УСН налогоплательщики заполняют книгу учета доходов и расходов в полных рублях, в декларации, как отмечает Минфин России, все показатели также могут быть указаны в полных рублях.

Следует отметить, что в Налоговом кодексе РФ предусмотрено несколько случаев округления стоимостных показателей при отражении их в декларации: сумма НДФЛ, стоимостные показатели в декларации по ЕНВД, а также ставка НДПИ при добыче определенными категориями налогоплательщиков газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (п. 4 ст. 225, п. 11 ст. 346.29 и подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ). Для других налогов, за исключением водного, положение о порядке округления, которое аналогично указанной выше норме для УСН, установлено в соответствующих приказах Минфина России и ФНС России об утверждении порядка заполнения декларации по конкретному налогу. В качестве примера можно привести п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@), а также п. 17 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н).

Кроме того, обращаем внимание, что с 1 января 2014 г. вносятся поправки в ст. 52 НК РФ. Она будет дополнена п. 6, согласно которому суммы налогов необходимо округлять (п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

Таким образом, со следующего года соответствующее положение будет закреплено в Налоговом кодексе РФ для всех без исключения налогов. Порядок округления не изменится: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля.

 

2. Если требование о доле участия юрлиц в организации - плательщике ЕНВД нарушено в течение налогового периода, но по итогам квартала это нарушение устранено, то организация не утрачивает право на применение данного спецрежима

Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29239 

В силу подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ организация, доля участия в которой других юрлиц превышает 25 процентов, не вправе применять в отношении своей предпринимательской деятельности систему налогообложения в виде ЕНВД. В указанной норме также установлен перечень тех организаций, на которые это ограничение не распространяется.

В соответствии с п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ если по итогам налогового периода налогоплательщик нарушил требование о максимальной доле участия других организаций и (или) средняя численность его работников превысила 100 человек, то такое лицо считается утратившим право на применение спецрежима и перешедшим на общую систему налогообложения с начала этого периода. Напомним, что налоговым периодом по ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ).

В Минфин России обратилась организация - плательщик ЕНВД, которая в течение налогового периода допустила нарушение требования о доле участия других юрлиц, однако на момент окончания квартала это нарушение устранила. По мнению финансового ведомства, налогоплательщик в данном налоговом периоде сохраняет право на применение спецрежима в виде ЕНВД.

 

3. Льгота по налогу на имущество организаций в отношении объектов с высокой энергоэффективностью может применяться неоднократно разными собственниками таких основных средств

Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-05-04-01/29150 

С 1 января 2012 г. согласно п. 21 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налога на имущество в отношении следующих вновь вводимых объектов:

- имеющих высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308;

- имеющих высокий класс энергоэффективности, если законодательством РФ предусмотрено определение таких классов. Следует отметить, что правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Организация освобождается от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня постановки на учет указанных объектов. Как отметил в рассматриваемом Письме Минфин России, основанием для предоставления данной льготы является факт принятия на баланс с 1 января 2012 г. основных средств, которые входят в установленный Правительством РФ перечень или имеют высокий класс энергоэффективности. При этом не важно, было такое имущество в употреблении или нет.

Таким образом, финансовое ведомство пришло к выводу, что льгота может применяться неоднократно в отношении одного и того же имущества разными собственниками.

Обращаем внимание, что Минфин России также сослался на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Финансовое ведомство указало, что налоговая выгода, полученная лицом, может быть признана необоснованной в случаях, если операции учтены не в соответствии с их экономическим смыслом или не обусловлены разумными причинами, а также если деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц была направлена на получение этой выгоды.

 

4. Утвержден новый перечень объектов высокой энергоэффективности, инвестиции в которые являются основанием для получения налогового кредита

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 637 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристик объектов, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, и перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита" 

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ одним из оснований для предоставления инвестиционного кредита является осуществление организацией инвестиций в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Правительство РФ Постановлением от 29.07.2013 N 637 утвердило новый перечень таких объектов и технологий (далее - Перечень), который по структуре и представлению существенно отличается от действовавшего ранее перечня, утвержденного Постановлением от 12.07.2011 N 562.

Во-первых, теперь для каждого объекта указан код Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) и Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).

Во-вторых, новый Перечень состоит из двух частей. В первой приведен список из 22 пунктов, в которых поименованы объекты, относящиеся к объектам высокой энергоэффективности в зависимости от применяемых технологий. Если организация осуществляет инвестиции в такие объекты, то независимо от характеристик этих основных средств она имеет право претендовать на получение инвестиционного налогового кредита. Необходимо обратить внимание, что согласно примечанию к этому списку нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение объекта к высокоэнергоэффективному, являются технический паспорт, проектный показатель и гарантийный показатель по договору.

Во второй части установлен перечень объектов, инвестиции в которые являются основанием для предоставления налогового кредита, только если такие основные средства имеют определенные характеристики. В данном списке 28 пунктов. Для каждого из них предусмотрены индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ), единица измерения ИЭЭФ, критерий отбора объекта по этому индикатору и нормативно-технические документы, устанавливающие требования к ИЭЭФ. Следует отметить, что для большинства объектов, перечисленных в данном перечне, в качестве ИЭЭФ указан либо коэффициент полезного действия, либо удельный расход энергии (топлива).

Рассматриваемое Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 637 вступило в силу 9 августа 2013 г. 

 

 

Комментарии

 

1. Рекомендации ФНС России по проведению камеральных проверок  

Название документа:

Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" 

Комментарий:

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе рекомендации по проведению камеральных проверок (далее - Рекомендации). Как указано в Письме, Рекомендации подготовлены для обеспечения единообразия процедур:

- контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), расчетов финансового результата инвестиционного товарищества, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности;

- проведения камеральных проверок.

Рекомендации состоят из пяти разделов:

1. Контроль за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности.

2. Камеральная налоговая проверка.

3. Уточненные налоговые декларации.

4. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.

5. Направление (вручение) акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Также Рекомендации содержат пять приложений:

1. Перечень организаций, обязанных проводить аудит.

2. Форма сообщения с требованием представления пояснений на основании п. 3 ст. 88 НК РФ.

3. Форма уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

4. Форма докладной записки.

5. Форма извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.

Рассмотрим некоторые из них. 

1.1. Блокировка счета при непредставлении декларации  

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ налоговый орган приостанавливает операции по счетам налогоплательщика в банке и переводы его электронных денежных средств, если последний не подаст налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления.

В абз. 7 п. 1.5 Рекомендаций ФНС России указывает, что принятие решения о приостановлении операций по счетам в банке до истечения 10-дневного срока не допускается. С 1 января 2015 г. принятие таких решений станет возможным только в течение трех лет со дня истечения 10-дневного срока. Напомним, что это связано с изменениями, внесенными в п. 3 ст. 76 НК РФ согласно Федеральному закону от 28.06.2013 N 134-ФЗ. Подробнее см. Правовые новости. Специальный выпуск "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков". ФНС России обращает внимание, что данное трехлетнее ограничение не применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), срок представления которых установлен до 1 января 2015 г. Кроме того, ведомство отметило, что истечение трехлетнего срока не является основанием для отмены блокировки счета, если указанное решение было принято в предусмотренный Налоговым кодексом РФ срок.

Согласно п. 3 ст. 76 НК РФ если операции по счетам и переводы электронных денежных средств были приостановлены в связи с непредставлением декларации, то такое решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации. В абз. 19 п. 1.5 Рекомендаций ФНС России указывает, что если налогоплательщик отправил декларацию по почте, то решение о блокировке счета отменяется не позднее одного дня, следующего за днем поступления декларации в налоговый орган. Такое толкование нормы п. 3 ст. 76 НК РФ вызвано временным разрывом между днем представления декларации по почте (день ее отправки - абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ) и днем ее получения налоговым органом. По мнению ФНС России, принятие решения об отмене блокировки счета не позднее одного рабочего дня с момента отправки декларации по почте невозможно.

Помимо этого, ведомство отмечает, что если решение о приостановлении операций по счетам было принято в связи с непредставлением нескольких деклараций, то такое решение отменяется после представления всех налоговых деклараций (абз. 22 п. 1.5 Рекомендаций). 

1.2. Особенности рассмотрения дел о некоторых правонарушениях  

В п. п. 1.6, 1.7, 1.11 Рекомендаций ФНС России разъясняет, в каком порядке рассматриваются дела о правонарушениях, предусмотренных п. 1 ст. 119 (непредставление декларации в установленный срок), ст. 119.1 (нарушение установленного способа представления декларации), п. 1 ст. 126 НК РФ (непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений). Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ.

В п. 1.6 Рекомендаций указано, что привлечение налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации производится только после ее камеральной проверки. В ходе проверки устанавливается сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основе декларации. Соответственно, дела о правонарушениях, связанных с несвоевременным представлением деклараций, рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ. Данный порядок применяется, даже если в ходе камеральной проверки декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 119.1 НК РФ, рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ. Если же инспекция одновременно установила факты нарушения срока представления декларации и способа ее подачи, то она вправе рассмотреть дела о данных правонарушениях в порядке ст. 101 НК РФ. На это обстоятельство ФНС России обращает внимание в п. 1.7 Рекомендаций.

В случае непредставления налоговых расчетов (расчетов авансовых платежей; налоговых расчетов, представляемых налоговыми агентами; расчетов сборов) и сведений о среднесписочной численности работников налогоплательщики привлекаются к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Данные дела рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ независимо от проведения камеральной проверки налогового расчета (п. 1.11 Рекомендаций). 

1.3. Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе камеральной проверки  

Мероприятия налогового контроля при камеральной проверке (п. 2.8 Рекомендаций) могут проводиться после обязательной процедуры истребования пояснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ. К числу таких мероприятий относится:

- направление запросов в компетентные органы иностранных государств (подп. 1 п. 2.8 Рекомендаций);

- направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов, об остатках денежных средств на счетах, вкладах, о представлении выписок об операциях по счетам, вкладам и т.п. (подп. 2 п. 2.8 Рекомендаций);

- допрос свидетеля в порядке ст. 90 НК РФ (подп. 3 п. 2.8 Рекомендаций);

- осмотр документов и предметов при согласии владельца этих предметов на их осмотр в порядке ст. 92 НК РФ, а с 1 января 2015 г. - осмотр территорий, помещений лица при камеральной проверке декларации по НДС в определенных случаях (подп. 4 п. 2.8 Рекомендаций). Подробнее об этом см. Правовые новости. Специальный выпуск "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков";

- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица (подп. 5 п. 2.8 Рекомендаций);

- истребование документов у проверяемого лица в порядке ст. 93 НК РФ (подп. 6 п. 2.8 Рекомендаций). Необходимо учитывать, что при проведении камеральной проверки налоговый орган, за некоторым исключением, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). ФНС России приводит данные исключения в абз. "а" - "ж" подп. 6 п. 2.8 Рекомендаций). Об изменениях, связанных с истребованием документов при проведении камеральной проверки, см. п. п. 4, 5 обзора Правовые новости. Специальный выпуск "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков";

- истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ (подп. 7 п. 2.8 Рекомендаций);

- экспертиза, проводимая в порядке ст. 95 НК РФ (подп. 8 п. 2.8 Рекомендаций);

- привлечение специалиста в порядке ст. 96 НК РФ (подп. 9 п. 2.8 Рекомендаций);

- привлечение переводчика в порядке ст. 97 НК РФ (подп. 10 п. 2.8 Рекомендаций).

 

2. Рекомендации ФНС России по проведению выездных проверок  

Название документа:

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" 

Комментарий:

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе рекомендации по проведению выездных проверок (далее - Рекомендации).

Рекомендации состоят из семи разделов:

1. Общие положения.

2. Место проведения выездной налоговой проверки.

3. Выездные проверки, проводимые независимо от времени или от времени и предмета проведения предыдущих проверок.

4. Срок проведения выездной проверки.

5. Порядок проведения выездной проверки.

6. Окончание проведения выездной проверки.

7. Направление (вручение) акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Рассмотрим некоторые спорные моменты, по которым ранее не была высказана официальная позиция, и другие вопросы. 

2.1. Вручение решения о назначении выездной проверки налогоплательщику  

Форма решения о проведении выездной проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. В ней предусмотрена графа "С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен". Необходимо ли направлять решение налогоплательщику по почте, если его невозможно вручить лично?

В п. 1.2 Рекомендаций указано, что в случае невозможности вручения решения о проведении выездной проверки его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, а также по адресу регистрации его руководителя. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. 

2.2. Указание предмета проверки  

В п. 1.3.1 Рекомендаций ФНС России разъясняет, что предметом выездной проверки являются проверяемые налоги. Данный предмет указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной проверки "по всем налогам и сборам". Суды подтверждают правомерность такой формулировки предмета проверки (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2012 N А72-4064/2011, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N А42-76/2010). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. 

2.3. Период проверки  

В п. 1.3.2 Рекомендаций ФНС России разъясняет, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, в отношении уплаты которых назначена проверка. Проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка. Подобная формулировка позволяет сделать вывод, что ФНС России допускает проверку периодов, приходящихся на год назначения проверки. Такой подход подтверждается судебной практикой, в частности п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. 

2.4. Повторные выездные проверки  

В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ повторную выездную проверку может проводить инспекция, ранее проводившая проверку, если налогоплательщик представит уточненную декларацию, в которой будет указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках такой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что данная норма не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка (Постановление от 16.03.2010 N 8163/09). ФНС России в п. 3.1 Рекомендаций разъясняет, что согласно п. 10 ст. 89 НК РФ также возможно проведение выездной проверки уточненных деклараций по иным налогам, при исчислении которых учитываются убытки и в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка. Кроме того, указанная норма не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных деклараций, в которых уменьшена налоговая база.

 

3. Рекомендации ФНС России по проведению мероприятий налогового контроля  

Название документа:

Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" 

Комментарий:

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе Рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (далее - Рекомендации). В данном документе рассмотрен порядок:

- вызова налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений (раздел 2 Рекомендаций, подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);

- инвентаризации имущества (раздел 3 Рекомендаций, подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ);

- направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов, об остатках денежных средств на счетах, вкладах, об операциях по счетам, вкладам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (раздел 4 Рекомендаций, п. 2 ст. 86 НК РФ);

- проведения допроса свидетеля (раздел 5 Рекомендаций, ст. 90 НК РФ);

- проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов (раздел 6 Рекомендаций, ст. 92 НК РФ);

- истребования документов (раздел 7 Рекомендаций, ст. 93 НК РФ);

- истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов (раздел 8 Рекомендаций, ст. 93.1 НК РФ);

- проведения выемки (раздел 9 Рекомендаций, ст. 94 НК РФ);

- назначения экспертизы (раздел 10 Рекомендаций, ст. 95 НК РФ);

- привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых (раздел 11 Рекомендаций, ст. ст. 96, 97, 98 НК РФ).

В целом данные Рекомендации повторяют соответствующие положения Налогового кодекса РФ в структурированном виде с уточнением некоторых моментов. В данном документе можно обратить внимание на следующее.

Как указывалось выше, раздел 8 Рекомендаций касается процедуры истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ). В п. 8.4 Рекомендаций ФНС России разъясняет последствия отказа от представления запрашиваемых документов и сведений. Так, ведомство указывает, что за отказ или несвоевременное представление документов лицо привлекается к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Напомним, что установленный данным пунктом штраф составляет 10 тыс. руб. В свою очередь, за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений лицо привлекается к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Напомним, что согласно п. 1 данной статьи штраф составляет 5 тыс. руб.

Обратим внимание, что подобная дифференциация ответственности будет в полной мере соответствовать положениям Налогового кодекса РФ начиная с 1 января 2014 г. Именно тогда вступит в силу новая редакция п. 6 ст. 93.1 НК РФ, согласно которой за непредставление документов будет предусмотрен штраф по ст. 126 НК РФ, а за несообщение информации - штраф по ст. 129.1 НК РФ. Данные изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ. Подробнее см. Правовые новости. Специальный выпуск "Комментарий к Федеральному закону от 23.07.2013 N 248-ФЗ".

На сегодняшний момент в п. 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления запрашиваемых документов или их несвоевременное представление влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Несмотря на такую формулировку, на практике при непредставлении истребованных согласно ст. 93.1 НК РФ документов инспекции нередко штрафуют организации по п. 2 ст. 126 НК РФ. Следует отметить, что официальная позиция по данному вопросу до недавнего времени не была высказана. Теперь подход, применяемый многими инспекциями, зафиксирован в официальном документе ФНС России, а именно - в п. 8.4 Рекомендаций. Некоторые суды подтверждают правомерность такого подхода (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 22.07.2011 N КА-А40/7621-11, от 16.11.2009 N КА-А40/11998-09). Однако есть судебные акты и с противоположными выводами - см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 13.08.2009 N Ф09-5766/09-С2, ФАС Московского округа от 26.03.2009 N КА-А40/2089-09. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Таким образом, вопрос о правомерности привлечения к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ при непредставлении документов, истребованных в порядке ст. 93.1 НК РФ, является спорным и останется таковым до 1 января 2014 г.