Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.
Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.
Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
К другим документам относятся:
ранее представленные налоговые декларации (расчеты);
документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);
документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;
документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);
решения (постановления) налоговых органов;
заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;
материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;
иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.
При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:
Ситуация |
Что вправе потребовать ИФНС |
В декларации обнаружены ошибки |
Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию. |
Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов |
|
Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС |
Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации. |
Представлена убыточная декларация |
Пояснения, обосновывающие размер убытка. |
Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период |
Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога. |
По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате. |
Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:
|
К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы |
Документы, которые должны прилагаться к декларации. Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС. |
В декларации заявлены налоговые льготы |
Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы. Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС |
В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению |
Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС. Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг) |
В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:
|
Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия. |
Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам |
Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов. |
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .
При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:
акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;
акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;
инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;
экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.
При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:
вводной части (общие положения);
описательной части (установленные факты);
итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.