Журнал "Московский бухгалтер"  

Судебные издержки возрастут втрое

Высший Арбитражный Суд предлагает принять меры, стимулирующие разрешение споров в досудебном порядке.

В конце декабря Президиум Высшего Арбитражного Суда рассмотрел законопроект о внесении поправок в статью 333.21 Налогового кодекса. Согласно документу, размер пошлины при обращении в суд первой инстанции планируется увеличить в 2—3 раза. Например, при подаче заявления об обеспечении иска госпошлина возрастет до 3 тысяч рублей. Сегодня сумма сбора при оспаривании судебных решений в высших инстанциях составляет не более 1 тысячи рублей вне зависимости от суммы иска (п. 1 ст. 333.21 НК).

«Мы еще не определились окончательно с размером пошлины, — рассказал «Московскому бухгалтеру» начальник управления законодательства Высшего Арбитражного Суда Дмитрий Дедов. — Хотя и были предложения об увеличении, мы предварительно решили оставить существующие цифры. Цель законопроекта –приблизить размер пошлины к реальным издержкам по рассмотрению дел. В то же время необходимо сохранить доступность правосудия. Сутяжничество должно быть ограничено, а сейчас его провоцируют низкие ставки. Треть обращений в суд производится по заведомо бесперспективным делам, это загружает и делает менее эффективной работу судебной системы».

Разъяснения отчетных нюансов

Каждая организация обязана ежемесячно или ежеквартально в установленные законом сроки представлять налоговую и бухгалтерскую отчетности в контролирующие органы по месту ее регистрации.

Компании могут сдавать декларации на бумажном и электронном носителях лично или через своего представителя или направлять отчетность по почте письмом с описью вложения, либо передавать ее по телекоммуникационным каналам связи. Однако у инспекторов нередко появляются претензии к виду и форме представленных отчетных документов. О нюансах оформления и подачи налоговых деклараций, а также о возможных спорах между фирмами и контролерами читайте в статье эксперта Минфина Юрия Лермонтова, опубликованной в 1-м номере журнала «Консультант» за 2007 год.

ФНС утвердила порядок приостановления операций

19 декабря в Минюсте ФНС зарегистрировала приказ от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/824@, который утвердил порядок направления в банк решения налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам фирмы в банке и решения о его отмене на бумажном носителе.

Документ гласит, что решения утверждаются в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса. Если невозможно направить их в банк в электронном виде, то налоговики отсылают документы на бумажном носителе по форме, утвержденной ФНС заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Либо вручают решение под расписку представителю банка.

Моментом получения для решения, направленного заказным почтовым отправлением, считается дата и время, указанные в уведомлении о вручении. Для решения, врученного под расписку представителю банка, — дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Решение о приостановлении операций ИФНС направляет в банк одновременно с уведомлением налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК).

Защита от рейдерства: предупрежден — значит, вооружен

Поскольку закон не защищает фирмы от захватов, с инициативой решила выступить Общественная палата, выпустив в свет брошюру «Если вам угрожает рейдерство».

В памятке собраны юридические советы защиты от захватчиков, дано определение термину «рейдерство», а также приведены примеры правильного поведения фирмы при возможном поглощении. Представлен и образец заявления в правоохранительные органы. При обсуждении памятки участники круглого стола признали, что причины незаконных захватов — в несовершенстве законодательства, коррупции чиновников и непрофессионализме сотрудников правоохранительных органов на местах. Чиновники пришли к выводу, что такая памятка необходима, это верный шаг на пути борьбы с недружественными поглощениями. Брошюра вышла тиражом около 80 тысяч экземпляров и будет распространяться бесплатно.

«Сегодня все захватчики переместились в сферу корпоративного права и сейчас они двигаются дальше — в сторону несовершенства земельного права, — возмущается председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. — Уже сегодня нам известны пробелы законодательства в этих сферах. Так, в России реестр акционеров не имеет документального оформления. Акции безналичные, а вся информация хранится на электронных носителях. Это облегчает поглощение, потому что заполучить реестр — значит, захватить предприятие. Мы сейчас настаиваем на детализации права в этой части».

В свою очередь, президент Фонда «Антимафия» Евгений Мысловский считает, что «рейдеры используют уголовно наказуемый метод, но прокуратура не желает видеть состава преступления». Подробнее о проблеме захватов читайте в материале «Противоядие от поглощения».

Подмосковные фирмы предоставлены сами себе

Бизнес должен обеспечивать себя самостоятельно, считают депутаты Мособлдумы. Поэтому новых программ стимулирования предпринимательства в этом году не предвидится.

«Развитие предпринимательства сегодня в компетенции федеральной власти, — отмечает заместитель председателя Мособлдумы Валентин Куликов. — Если она не занимается малым и средним бизнесом, что может сделать власть местная? Но мы подготовили ряд законов в этой сфере». Тем не менее законодатели напомнили о том, что в области действует закон от 27 июля 2006 г. № 137/2006-ОЗ, который позволяет малому предпринимательству рассчитывать на поддержку властей на местах. По мнению депутатов, закон создаст более эффективную систему государственной поддержки малому бизнесу

и будет способствовать деловой экономической активности.

Кроме того, чиновники недовольны тем, что люди, живущие в Подмосковье, но работающие в Москве, уплачивают налог в казну столицы. В итоге область недополучает средства и не может полноценно развиваться. Поэтому необходимо менять систему уплаты НДФЛ, считают депутаты.

Затраты на аутсорсинг: рекомендации Минфина

Минфин пояснил, как упрощенцам и вмененщикам учитывать затраты на «арендованных» специалистов. Соответствующее письмо от 28 ноября 2006 г. № 03-11-04/3/511 было зарегистрировано в Минюсте 19 декабря.

Если вмененщик заключил договор аутсорсинга, то специалистов, предоставленных в «аренду», нужно учитывать при расчете среднесписочной численности персонала. Финансисты ссылаются на статью 346.27 Налогового кодекса, где под количеством сотрудников понимается среднее число работающих за каждый календарный месяц налогового периода. При этом компания должна учитывать всех, в том числе трудящихся по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

В этом же письме ведомство сообщает, что фирмы, применяющие УСН (по схеме «доходы минус расходы»), в целях налогообложения оплату аутсорсинга учитывать не должны. Поскольку при определении налоговой базы в расходы необходимо включать только затраты, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Услуги аутсорсинга в этот перечень не входят.

Без ККТ до осени считают

Правительство продлило до 1 сентября 2007 года действие бланков строгой отчетности для наличных расчетов без кассовых машин.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывая услуги населению, могут производить наличные расчеты и использовать платежные карты, не применяя контрольно-кассовую технику. Правда, только при условии выдачи покупателям соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Отказаться от ККТ могут фирмы и предприниматели, торгующие ценными бумагами, лотерейными и проездными билетами, газетами и журналами.

Напомним, в перечень документов, приравненных к кассовым чекам, входят квитанции, билеты, талоны, путевки, абонементы. Также это могут быть другие документы, предназначенные для оплаты услуг как за наличный расчет, так и при использовании платежных карт. Постановление правительства от 31 марта 2005 г. № 171 определило, что формы бланков строгой отчетности можно применять до 1 января 2007 года. Однако к указанному сроку новые формы утверждены не были, поэтому действие старых продлили до 1 сентября 2007 года (постановление правительства от 5 декабря 2006 г. № 743).

Программы регистрации: появились новые версии

Накануне Нового года ГНИВЦ ФНС опубликовал на своем сайте сразу несколько программ, призванных облегчить работу налогоплательщиков.

ГНИВЦ разработал обновленные программы подготовки документов. В частности, обнародованы версии 1.0.4. с документами, которые используют для регистрации индивидуальные предприниматели и организации. В них добавлен контроль заполнения почтового индекса, написания корпуса и квартиры дома, а также доработана программа печати документов. Для регистрирующего органа 77066 в печатную форму документа проставляется код ИФНС 7746.

Помимо этого на сайте можно скачать «Программу подготовки документов ЮЛ» и «Программу подготовки документов ИП» версии 1.12.2006. Все обновления созданы с учетом поправок в законодательство и изменений, которые были внесены в формы документов. На сайте также размещена ба-

за данных классификатора адресов России (КЛАДР).

УФНС решит проблемы без суда и следствия

Подмосковные налоговики должны принимать решения, которые однозначно воспримут как сотрудники службы, так и организации. Поэтому сейчас основное внимание ведомство уделяет процедурам досудебного урегулирования споров.

С 1 января 2009 года будет отменен действующий альтернативный порядок обжалования решения налоговых органов, сообщила на VI Съезде бухгалтеров и аудиторов Московской области начальник отдела контрольной работы подмосковного УФНС Марина Мансурова. С этого дня определения о взыскании недоимок и штрафов могут быть рассмотрены в судебном порядке только после резолюции вышестоящего налогового органа. В случае обжалования решения срок для обращения в суд исчисляется с даты, когда фирме стало известно о вступлении его в силу.

Сегодня рассматривает возникающие споры на стадии досудебного регулирования новое подразделение службы — налоговый аудит, рассказала чиновница: «Отдел анализирует возражения или разногласия налогоплательщиков по итогам проверки с момента вручения актов о результатах проведенных мероприятий до вынесения решения. Подразделение принимает заявления и жалобы на действия налоговых органов».

Основная составляющая налогового аудита — анализ причин возникновения споров. Это позволяет в дальнейшем исключить случаи предъявления претензий по аналогичным вопросам, когда досудебное или судебное урегулирование не подтвердило противоправность действий фирмы. Статистика заявлений организаций, как это ни парадоксально, подтверждает, что компании поверили в способность УФНС самостоятельно устранять внутриведомственные ошибки, подчеркивает Марина Мансурова: «Очень важный момент для налогоплательщиков — упрощенная процедура защиты его прав, так как потенциально возможное нарушение будет устранено в более короткие сроки усилиями самих ИФНС».

Журнал «Московский бухгалтер» № 1 январь 2007