Журнал Главбух

Минфин объяснил, как обжаловать решение инспекции в УФНС

Чиновники рассказали, в каких случаях досудебный порядок обжалования обязателен, а когда организация вправе сразу обращаться в арбитраж.

Письмо Минфина России от 3 июня 2009 г. № 03-02-08/46

Специалисты Минфина России уточнили, в каком порядке можно обжаловать акты налоговых инспекторов. Пе- речислим выводы, к которым пришли чиновники главного финансового ведомства, отвечая на частный запрос одного налогоплательщика.

1. Решения о привлечении к ответственности можно обжаловать в суде только после обращения в УФНС. Такой порядок установлен в пункте 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. А опротестовать иные акты (например, требование об уплате налогов, пеней, штрафов) можно сразу в суде.

Что касается досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган, то оно обязательно лишь для тех случаев, когда решения о привлечении к ответственности датированы не ранее 1 января 2009 года.

Отметим, что сотрудники УФНС обязаны выносить решения об обжаловании в течение одного месяца и 15 рабочих дней. Но налоговики этот срок не всегда соблюдают. В таких случаях некоторые суды принимают исковые заявления, даже если компания пока не дождалась решения УФНС.

КОММЕНТИРУЕТ ЮРИСТ

Вадим ЗАРИПОВ, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

— Позиция судей однозначна: налогоплательщики обязаны соблюдать досудебный порядок обжалования решений налогового органа о привлечении к ответственности.

Но надо ли ждать ответа от налоговиков? Здесь мнения судей разделяются. Одни считают, что надо дождаться решения вышестоящего налогового органа. По мнению других, с момента получения в УФНС заявления об обжаловании достаточно подождать один месяц и 15 рабочих дней. То есть максимальный срок, который отводится на принятие решения вышестоящему налоговому ведомству (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ). И если ответа нет, можно смело идти в арбитраж, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07.

2. Налоговый кодекс РФ не предусматривает права компании присутствовать при рассмотрении жалобы в УФНС. К такому выводу пришли чиновники в комментируемом письме. Тем не менее некоторые арбитражные суды считают, что инспекторы обязаны пригласить организацию, если она заявила в постановлении такое ходатайство. К такому выводу, в частности, пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 2 февраля 2009 г. № А12-10757/2008.


Если банк ошибся в платежке, компания платить пени не должна

Нужно только отправить в ИФНС письмо с просьбой уточнить платеж. Причем указать, что виноват банк, и приложить копию неверной платежки.

Письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92

По вине банка налог отправлен в бюджет по неправильному КБК. В такой ситуации, как отметили чиновники Минфина России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92, компания может уточнить платеж. При этом платить пени за временно образовавшуюся недоимку организации не придется.

Сотрудники финансового ведомства заметили, что пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ позволяет уточнить платеж в том случае, если налог, несмотря на ошибку, поступил в бюджет (на счет Федерального казначейства). В описанной ситуации — когда банк ошибся в КБК — деньги до бюджета дошли. А значит, компания вправе написать письмо с просьбой уточнить платеж, то есть разнести его по верному коду. Причем организации обязательно нужно указать, что ошибка произошла по вине банка.

Если такого уточнения в заявлении не будет, инспекторы решат, что ошибку допустила сама компания. Тогда налоговики уточнят платеж на более позднюю дату и решат, что пени начислены обоснованно. О том, что такие споры часто возникают между компаниями и инспекторами, свидетельствует судебная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2008 г. № КА-А40/2096-08). Хотя с 1 января 2007 года в Налоговом кодексе РФ содержится четкое правило: уточнить платеж на дату расчетного документа, а следовательно, избежать пеней, можно и в том случае, если ошиблась сама компания. Главное условие — верно указанный банк и счет Федерального казначейства.

К заявлению с просьбой уточнить платеж следует приложить копию платежки, подтверждающей, что компания правильно указала реквизиты. Получив от организации документы, инспекторы должны проверить поступление денежных средств, а при необходимости провести сверку расчетов.

После этого инспекторы сделают запрос в банк с просьбой выслать копию бумажного платежного поручения, оформленного компанией. Получив подтверждающие документы из банка, ИФНС примет решение уточнить платеж. Такой порядок описан в пункте 2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. № ММ-3-10/138 @ .

К сожалению, заниматься уточнением платежей чиновники могут сколь угодно долго: четкие сроки на проведение этой процедуры не установлены.


Уточнен порядок заполнения кассовых документов при приеме банковских карт

В частности, наличность, полученную в кассу, и суммы по пластиковым карточкам в «первичке» следует отражать раздельно.

Письмо Минфина России от 11 июня 2009 г. № 03-01-15/6-311

Если покупатели расплачиваются банковскими картами, продавец должен соблюдать кассовую дисциплину. Как в этом случае заполнить первичные документы, пояснили сотрудники финансового ведомства в письме № 03-01-15/6-311. Минфин России предложил следующий порядок действий.

Во-первых, вся выручка, полученная с банковских карт покупателей, должна пробиваться через ККТ. Причем по другой секции — не по той, где пробивается наличность. То есть продавец обязан выдавать клиентам, расплатившимся банковскими картами, не только слипы, но и кассовые чеки.

Во-вторых, надо чтобы в Z-отчете, который продавец обязан снимать ежедневно с кассы, информация об оплатах банковскими картами была отражена отдельно от сведений о полученной наличности.

В-третьих, данные из Z-отчетов следует заносить в журнал кассира-операциониста. И опять же полученную в кассу наличность и суммы, перечисленные покупателями с помощью банковских карт, нужно отражать в «первичке» раздельно (образец заполнения см. ниже). Суммы, списанные с банковских счетов, надо показать в графе «Оплачено по документам».

В-четвертых, данные, отраженные в журнале кассира-операциониста, должны быть перенесены в кассовую книгу.

Порядок заполнения страницы журнала кассира-операциониста


О сдаче электронного отчета сообщит оператор связи

Датой сдачи отчетности по Интернету является день ее отправки. Его налоговикам укажет оператор связи, выслав в ИФНС подтверждение.

Письмо Минфина России от 3 июня 2009 г. № 03-02-07/2-97

Чиновники Минфина России разъяснили: декларация, отправленная по Интернету, считается сданной в тот день, который оператор связи указал в своем подтверждении.

В пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ сказано, что датой сдачи отчетности по ТКС является день ее отправки. Как определить эту дату, уточняется в Порядке, утвержденном приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169. Согласно пункту 4 раздела II этого документа, датой отправки декларации по Интернету является день, зафиксированный оператором связи и отраженный в его подтверждении. Дожидаться сообщений о том, что декларация получена налоговой инспекций, не обязательно.

При этом, как отметили специалисты из Минфина России, фактическая дата отправки отчетности по местному времени и день, зафиксированный оператором связи, не всегда совпадают. Расхождение может возникнуть, если компания и оператор связи находятся в разных часовых поясах. В этой ситуации ориентироваться все равно следует на данные, отраженные в подтверждении. Такого же правила следует придерживаться, если компания отчиталась за филиал, который находится в другом часовом поясе.

Однако, понимая проблему, сотрудники финансового ведомства высказались в письме о необходимости прописать особый порядок определения сроков для такого случая. Для этого чиновники предполагают внести поправки в первую часть Налогового кодекса РФ.


Виновник хищения скрылся — убытки не признать

Когда виновный установлен, стоимость украденного можно списать только за его счет. Но если вор скрылся, то сделать это просто невозможно.

Письмо Минфина России от 8 июня 2009 г. № 03-03-05/103

Если милиция установила виновника хищения, но приостановила следствие, учесть убыток при расчете налога на прибыль не получится. К такому выводу пришли сотрудники финансового ведомства в письме № 03-03-05/103. Рассмотрим, когда может возникнуть такая ситуация и по- чему появляются проблемы со списанием стоимости похищенного имущества.

У следователей есть право приостановить предварительное следствие в четырех случаях. Все они предусмотрены пунктом 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Одно из оснований — в ходе следствия винов-ник не был найден. В трех других случаях милиция установила виновника, однако он не может участвовать в ходе расследования (скрылся, болен или его местонахождение неизвестно).

Как раз в трех последних случаях списать убыток на расходы нельзя. Ведь подпункт 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ позволяет признать стоимость похищенного имущества в расходах, только если виновник не установлен. Если же это условие не выполняется, компания должна списать стоимость похищенного имущества за счет виновника. А это осуществить проблематично, если он скрылся, болен или его местонахождение неизвестно.


Опоздание с «прибыльной» декларацией за отчетный период обойдется в 50 руб.

Декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев Минфин признал расчетом аванса. Значит за опоздание с ней оштрафуют на смешную сумму.

Письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-228

В недавно обнародованном письме от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-228 специалисты главного финансового ведомства пришли к неожиданному выводу. По их мнению, декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев является, по сути, расчетом авансового платежа. А раз так, то компанию, не вовремя представившую данную отчетность, можно оштрафовать максимум на 50 руб. Именно такой штраф предусмотрен статьей 126 Налогового кодекса РФ для организаций, которые с опозданием сдают расчеты авансов.

Отметим, что данная позиция Мин- фина России расходится с точкой зрения, которую раньше высказывали налоговики. По их мнению, опоздание с промежуточной отчетностью по налогу на прибыль должно караться гораздо более существенным штрафом по статье 119 Налогового кодекса РФ (см., например, письмо УФНС России по Московской области от 22 января 2007 г. № 24-17/0038). Аналогичной позиции до сегодняшнего момента придерживалось большинство судов (см., например, определение ВАС РФ от 15 ноября 2007 г. № 14580/07, постановление ФАС Центрального округа от 27 августа 2007 г. № А48-4756/06). Однако теперь скорее всего мнение налоговиков изменится.


Счет гостиницы по форме № 3-Г расходы не подтвердит

Если вернувшийся из коммандировки подотчетник привез из гостиницы только форму № 3-Г, то погасить его долг нельзя.

Письмо Минфина России от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-291

Гостиницы не вправе выдавать вместо кассового чека старый бланк строгой отчетности — счет по форме № 3-Г. К такому выводу пришли сотрудники финансового ведомства в письме № 03-01-15/6-291. Предположим, компания выдала деньги под отчет, но сотрудник из командировки кроме счета старой формы не привез никаких других документов. Тогда у компании могут возникнуть проблемы со списанием денег, выданных из кассы. То есть за работником останется непогашенный долг.

Форма № 3-Г, как и другие старые бланки БСО, прекратила действовать с 1 декабря 2008 года (постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Поэтому гостиницы обязаны или использовать новые бланки строгой отчетности, или применять ККТ, то есть выдавать посетителям первичные документы вместе с кассовыми чеками. При этом форму № 3-Г вполне можно использовать в качестве первичного документа и признавать на ее основании расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Ведь в старом бланке есть все обязательные реквизиты, предусмотренные для «первички» в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Чтобы избежать проблем со списанием подотчетных сумм, четко информируйте сотрудников перед командировкой. Если гостиница выдала лишь счет по форме № 3-Г, пусть работники требуют еще и кассовый чек.


Коротко о других изменениях

Для кого Суть изменений Реквизиты
Для компаний, уплачивающих налог на прибыль Кредитный договор предусматривает изменение ставки. Тогда, по мнению Минфина России, компания должна рассчитывать норматив на конец каждого отчетного периода. А в каждом из месяцев отчетного периода (если он равен кварталу, полугодию и 9 месяцам) отражать проценты, подлежащие уплате Письмо Минфина России от 9 июня 2009 г. № 03-03-06/1/383
Для «вмененщиков» Если после снижения доли участия юридических лиц компания стала соответствовать критериям «вмененки», перейти на уплату ЕНВД надо со следующего квартала Письмо Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-06/3/163
Для компаний перерабатывающей промышленности Дополнен перечень сезонных компаний, которые могут получать рассрочку или отсрочку по налоговым платежам Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 471
Для всех организаций В документе подробно прописано, каким образом компании могут получить в электронном виде сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП Приказ ФНС России от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148@. Зарегистрирован Минюстом России 11 июня 2009 г. № 14081

У НАС В ГОСТЯХ

Налоговые отсрочки станут доступны для всех компаний

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин рассказал о налоговых изменениях, за которые ратует Минфин России.

— На сайте Минфина России опубликованы «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В них сказано, что министерство собирается активно развивать налоговые рассрочки и отсрочки. На какой стадии сейчас находится эта работа?

— В настоящее время завершается работа над соответствующим законопроектом. Цель законопроекта — расширить практику предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита как механизма урегулирования задолженности и поддержки налогоплательщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. А также компаний, которые реализуют проекты, требующие значительных затрат на первом этапе — НИОКР, инновации…

— Что же надо будет сделать, чтобы получить отсрочку или рассрочку?

— Для принятия положительного решения об изменении срока уплаты налога важно одно условие. Налогоплательщик должен подтвердить поступление денежных средств, достаточных для исполнения обязанности по уплате налога, по окончании периода отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Например, таким документальным подтверждением могут быть копии договоров с дебиторами. Тем самым с помощью отсрочки можно урегулировать проблему кассовых разрывов, вызванную длительным циклом оборота товаров или сезонностью производства. Непосредственно в Налоговом кодексе РФ предлагается определить перечень документов, которые должна предоставить организация, заинтересованная в получении отсрочки или рассрочки.

— Сейчас получить отсрочку по налогам мо- гут только очень крупные предприятия. Собираются ли этот механизм распространять на все компании?

— Действительно, в настоящее время статья 64.1 Налогового кодекса предусматривает специальное основание для изменения срока уплаты налога по приказу министра финансов. Это наличие у налогоплательщика задолженности более 10 миллиардов рублей и угроза возникновения неблагоприят- ных социально-экономических последствий в случае ее единовременного погашения. Напомню, что данная статья была принята осенью прошлого года. Пока обращений за предоставлением такой отсрочки не было.

По нашему мнению, повторю, налоговыми мерами нужно поддерживать не тех налогоплательщиков, которые накопили большую задолженность, а тех, кто сможет ее вернуть в краткосрочной перспективе. Поэтому новый порядок отсрочек и рассрочек мы планируем распространить на всех налогоплательщиков.

— В документе проанонсировано повышение ставок транспортного налога. От чего будет зависеть ставка? Смогут ли региональные власти ее изменять?

— Глава 28 Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2003 года. Установленные в главе средние ставки транспортного налога на протяжении всего этого времени не пересматривались. В этой связи предлагается увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Налогового кодекса РФ, в два раза.

Но существующий минимальный уровень налоговых ставок может быть сохранен за счет того, что у регионов появится право уменьшать ставки налога не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям при желании не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога только на отдельные категории. Кроме того, органам власти субъектов предоставляется право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса.

— В прошлом году министерство обещало разработать новые правила расчета налога на прибыль при реорганизации компании. Главная цель — пресечь оптимизацию налогов путем присоединения к предприятию убыточной организации. От этой идеи отказались?

— Нет, работа над законопроектом продолжается. Предполагается, что новый порядок ограничит размер прибыли, направляемой на погашение убытка при реорганизации. Конкретные размеры таких ограничений еще обсуждаются.

— Минфин еще планирует определить допустимые ошибки в счете-фактуре. Это те огрехи, которые не лишат компанию права на вычет?

— Да, предлагается уточнить показатели счета-фактуры, незаполнение или неверное заполнение которых не будет являться основанием для отказа в получении налогоплательщиком налогового вычета. Подготовка таких предложений будет производиться с учетом сложившейся судебной практики.

Беседовала О. Пережогина