По рекомендации трудинспекции работница оспорила увольнение в суде, ходатайствуя о восстановлении срока обращения. Суды двух инстанций сочли беременность неуважительной причиной, но ВС думает иначе.

П., работавшую в филиале ОАО секретарём, а затем ведущим инженером, уволили в связи с ликвидацией организации. После этого П. ушла в декретный отпуск, в течение которого обратилась в трудинспекцию насчет нарушения трудовых прав: организация лишь "сменила вывеску", а основная масса работников продолжила выполнять ту же самую работу на том же оборудовании, что и раньше. По рекомендации инспекции П. обратилась в суд с требованием признать увольнение незаконным, заявив при этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения.

Суды двух инстанций сочли причину пропуска срока неуважительной — по их мнению, нетрудоспособность истицы не препятствовала ей обратиться в суд, чтобы оспорить увольнение. П. обратилась с кассационной жалобой, и определением от 05.08.2019 по делу № 16-КГ19-21 ВС признал причины пропуска срока уважительными и направил дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. 

ВС сослался на абзац 5 пункта 5 постановления пленума ВС от 17.03.2004 № 2 (о применении ТК), где приведён неисчерпывающий перечень уважительных причин пропуска срока обращения — по выводу суда, предыдущие инстанции не учли всю совокупность обстоятельств, не позволивших П. своевременно обратиться за разрешением трудового спора. ВС указал, что приоритетными обязанностями истицы в спорный период явились защита собственного здоровья в период беременности и уход за новорожденной дочерью после родов. Кроме этого, ВС учёл и попытку П. урегулировать конфликт во внесудебном порядке через трудинспекцию. 

К справке из частной клиники с выводом о том, что П. имела возможность участвовать в судебных заседаниях, ВС отнёсся критически: по мнению суда, вывод этот "не основан на подтверждённых медицинскими документами сведениях" о состоянии здоровья истицы. 

В отчасти похожем деле, где матери троих детей "зажали" премиальные, ВС также счёл беременность уважительной причиной пропуска срока.