Минэкономразвития обнародовало заключение от 28 мая 2015 г. N 13875-ОФ/Д26и по результатам экспертизы приказа Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Основанием для проведения экспертизы на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили письменные обращения ОАО "Сургутнефтегаз" о трудностях проведения медосмотров в связи с отсутствием определения терминов "медицинские учреждения" и "значительное удаление" как в приказе N 302н, так и в законодательстве РФ.

Среди прочего, ведомство рассчитало, в какую сумму предприятиям в разных регионах обходятся такие медосмотры. Документ содержит таблицу, в которой приведена средняя стоимость медосмотра на 1 работника в год, которая складывается из сохраняемой зарплаты при отсутствии работника, оплата проезда до медицинской организации при отсутствии специалистов в населенном пункте, стоимость осмотра, другие расходы. Также по регионам рассчитано среднее время, затрачиваемое на медосмотр одного сотрудника. Экспертами отмечается увеличение за последние два года стоимости проведения медицинских осмотров.

По мнению экспертной группы, положения приказа N 302н необосновано затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Кроме того, к выполнению одних и тех же видов работ в результате "пересечения" предмета регулирования приказа N 302н с рядом нормативных правовых актов предъявляются различные требования.

К тому же, по мнению экспертов, практическое применение ряда положений приказа N 302н содержит избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у хозсубъектов по причине дублирования медосмотров с мероприятиями по диспансеризации в рамках реализации базовых программ обязательного медицинского страхования. Ряд дублирующих исследований предусмотрен как в рамках диспансеризации, так и при проведении осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с приказом N 302н.

В результате Минэк сформулировал, что требуется для нормализации в данной сфере:

  • определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медосмотра;
  • установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников;
  • исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом N 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами;
  • исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя;
  • привести положения приказа N 302н в соответствие с действующими редакциями законов N 323-ФЗ и N 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.