В Государственную Думу внесен проект федерального закона, направленный против заключения работодателями гражданско-правовых договоров с работниками, сообщается в материалах палаты.

Авторами законопроекта № 451173-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выступили депутаты Госдумы А. Исаев и М. Тарасенко.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он разработан в целях внесения в законодательные акты Российской Федерации изменений, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов "заемного труда" или другими способами.

Необходимость разработки данного законопроекта закреплена в Постановлении Государственной Думы № 4273-5 ГД от 22.10.2010 о принятии в первом чтении проекта федерального закона № 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в котором Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике было дано соответствующее поручение.

Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями статьи 37 Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Этот статус охватывает ряд трудовых прав и гарантий, а также социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них, в частности права:

- на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены;

- на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- на защиту от безработицы;

- на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

- на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Лицо, заключившее гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг, не наделено перечисленными конституционными правами и не пользуется гарантиями, предоставляемыми работнику в соответствии с законодательством о труде и об обязательном социальном страховании.

В еще более бесправном положении оказываются лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) без оформления каким-либо договором вообще, что весьма часто встречается на практике.

К последней категории работников фактически можно отнести и тех, с кем трудовой договор не оформляется в связи с тем, что они были допущены к работе лицами, не имеющими на то полномочий. Возможность таких злоупотреблений является существенным пробелом действующего трудового законодательства, которое признает трудовой договор заключенным лишь если работник фактически допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Вместе с тем, российской правовой системой уже выработаны критерии и методы, позволяющие на практике защитить интересы лиц наемного труда.

В Определении Конституционного Суда от 19 мая 2009 года № 597 О О отмечается, что договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов — сторон будущего договора. В то же время, в целях достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением, рассматривая вопрос о признании сложившихся отношений между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, следует исходить не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ.

В целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей законопроектом предусмотрена возможность признания наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, либо не связанными никаким формальным договором, и установлено, что к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (новая редакция части четвертой статьи 11 ТК РФ). Критерием при этом должно служить наличие признаков трудовых отношений, которые закреплены в статьях 15 и 56 ТК РФ.

Кроме того предлагается закрепить положение о том, что в случае отказа лица, использующего личный труд, признать себя работодателем, признание указанных отношений трудовыми может осуществляться не только судом, но и государственной инспекцией труда.

Законопроектом предлагается новая формулировка части третьей статьи 16 ТК РФ, учитывающая изменения части четвертой статьи 11 ТК РФ, а также конкретизирующая, что фактическое допущение работника к работе является основанием возникновения трудовых отношений, если работник был допущен к работе не только с ведома или по поручению работодателя, его уполномоченного на это представителя, но и иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции.

Одновременно в статье 61 ТК РФ "Вступление трудового договора в силу" вводится прямой запрет на фактическое допущение к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции. В случае отказа в заключении трудового договора работнику, фактически допущенному к работе ненадлежащим лицом, этому работнику должен быть возмещен моральный вред, причиненный введением его в заблуждение (новая часть статьи 237 ТК РФ).

В целях усиления ответственности работодателя за уклонение от заключения трудового договора предлагается также дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующей новой статьей 5.27.1.

Для предотвращения уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов "заемного труда" законопроектом предлагается дополнить статью 56 ТК РФ "Понятие трудового договора. Стороны трудового договора" новой частью, определяющей, кто является работодателем в так называемых "трехсторонних трудовых отношениях", т.е. в случаях, когда в соответствии с трудовым договором работник производит работу не для лица, заключившего с ним договор или фактически допустившего работника до работы, а для обслуживаемого этим лицом по договору гражданско-правового характера юридического лица или индивидуального предпринимателя. В этих случаях работодателем должно признаваться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, для которого производится работа.

Одновременно статья 8 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" дополняется запретом для организаций по содействию в трудоустройстве населения, в том числе негосударственных, на заключение с лицами, ищущими работу, трудовых договоров с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям.

Также из части второй Налогового кодекса Российской Федерации исключаются ссылки на возможность осуществления деятельности по "предоставлению персонала".

В связи с получившим широкое распространение дискриминационным отношением со стороны работодателей к трудовым мигрантам, законопроектом предусматривается дополнение статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" положением о том, что иностранные работники имеют равные с гражданами Российской Федерации права в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в том числе в части оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, защиты от дискриминации в сфере труда, что соответствует действующим положениям части пятой статьи 11ТК РФ.

С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.