МЧС передало Минэкономики доработанную версию законопроекта об обязательном страховании недвижимости от пожаров. В сравнении с февральскими запросами МЧС закон стал более «страховым»: владельцы квартир будут страховать их через собственников зданий, тариф для них будет в десять раз меньше, чем для остальных застрахованных, а введение нового вида обязательного страхования предлагается перенести на июль 2014 года.

12 декабря Минэкономики завершает сбор экспертных заключений по оценке регулирующего воздействия на экономику, связанных с возможным принятием закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара». Сбор заключений департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономики начал 26 ноября, как следует из документов ведомства, в окончательном варианте проект, разрабатывавшийся МЧС с 2007 года, был передан подчиненными Сергея Шойгу в экономическое ведомство 16 ноября 2010 года.

Напомним, первая версия законопроекта была опубликована на сайте МЧС в феврале 2010 года: она предполагала обязательное страхование ответственности за причинение вреда в случае пожара всех собственников недвижимости в РФ, включая владельцев квартир, с января 2011 года. Уже в марте 2010 года от претензий к квартирам МЧС по требованию страховщиков и правительства пришлось отказаться. Хотя большая часть жестких формулировок закона, который ведомство господина Шойгу рассчитывало достаточно быстро «продавить» в связи с пожаром в пермском баре «Хромая лошадь», повлекшим массовые жертвы, в нем сохранилась. Версия проекта МЧС от 16 ноября уже существенно мягче: формулировки закона теперь сходны с формулировками законодательства о страховании ответственности владельцев опасных производств (ОПО), закон стал более «страховым». Кроме того, по настоянию правительства, МЧС и Минэкономики договорились о введении обязательного противопожарного страхования в действие не с 2011, а с июля 2014 года. Остальные положения законопроекта, в том числе ответственность «пожарных» саморегулируемых организаций страховщиков по аналогии с ОСАГО и ОПО, сохранились почти неизменными.

Страхование владельцев квартир в законопроекте обойдено достаточно элегантно: объектом страхования выступает целиком объект недвижимости (в том числе, очевидно, и многоквартирный дом), а не его составляющие. Страховка на такой объект покрывает все риски ущерба третьим лицам. Текст законопроекта в качестве объекта обязательного страхования называет объект, упомянутый в техрегламенте о пожарной безопасности 2008 года, где квартиры в качестве объекта недвижимости не упоминаются — речь в этом случае идет только о многоквартирных домах. То есть с 2014 года страховка будет обязательной (без нее эксплуатация дома запрещена) для собственника дома — ТСЖ или же муниципалитета, в случае частного дома — юрлица или физлица. Отметим, что таким образом население все равно будет участвовать в обязательном страховании, но через коллективного страхователя, что существенно дешевле и проще.

Минимальная страховая сумма — 10 млн руб., лимит обязательной страховки — 500 млн руб., устанавливается система коэффициентов по пожарным рискам. В сравнении с февральской версией документа вдвое, с 1 млн до 2 млн руб., увеличены лимиты выплат по здоровью или смерти потерпевшего в результате пожара. Лимит компенсации по сгоревшему имуществу — 500 тыс. руб. Суммы выше уплачиваются только по суду и в рамках гражданских исков. Соотношение добровольного и обязательного страхования в законопроекте не указывается, обязательно страхуется ответственность перед третьими лицами — страхование имущества остается добровольным в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Тарифы и их структуру, указывается в документе, определит позже правительство. Но, исходя из приложений к документу, МЧС предлагает достаточно низкий страховой тариф — 0,01% от базовой страховой суммы (от 10 до 500 млн руб.) в год, кроме жилой недвижимости — на нее тариф установлен в 0,001% от страховой суммы. Конкретная сумма устанавливается по итогам экспертизы пожароопасности здания.

Цена вопроса для экономики в этой версии закона не слишком велика. По подсчетам МЧС России, экономический эффект в случае принятия закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара» в цифрах 2007–2009 годов составит порядка 6,5 млрд руб. в год. При этом госбюджет недополучит порядка 861 млн руб. потенциальных доходов рентабельных предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а расходы всех уровней бюджета на страхование неприватизированных объектов составят около 361 млн руб. Однако казна пополнится дополнительными налогами в размере около 500 млн руб., куда войдет налог на прибыль для страховых компаний, а также налог на резервные суммы, оставшиеся у страховщиков после проведения всех выплат. По данным МЧС России, для госбюджета самой доходной статьей станет страхование частного жилья — процедуру обязательного страхования в 2007–2009 годах должны были пройти собственники 58,6 млн квартир и домов (для них страховой взнос составил бы 10 тыс руб., очевидно, схожий эффект даст обязательное страхование ТСЖ и муниципальных собственников жилья). Страхование предприятий мелкого и среднего бизнеса для государства (всего около 1,8 млн предприятий) принесет всего в казну 72 млн руб. налогов со страховых взносов. Совокупный доход бюджета от налогов на новый вид страхования составит, по расчетам МЧС, около 1,2 млрд руб., при этом выплаты по закону в год составят около 7 млрд руб.

Перспективы вступления в силу нового вида обязательного страхования пока неочевидны. С одной стороны, президент Дмитрий Медведев по итогам «пожарной» кампании лета 2010 года высказывался за скорейшее введение в действие нового вида страхования. С другой стороны, перспективы введения страхования ОПО в 2012 году и рост нагрузки на бизнес в результате реформы системы социальных фондов в том же 2012 году уже заставили правительство перенести срок введения обязательного противопожарного страхования на 2014 год. Очевидно, что необходимость в быстром принятии законопроекта отсутствует — его можно дорабатывать минимум два года. К тому же одним из условий реализации закона является создание государственной информационной системы анализа пожарных рисков и регистрации случаев пожаров — эту систему проект предполагает запустить с лета 2013 года. Создание ее потребует расходов бюджета, причем в финансово-экономическом обосновании проекта, имеющемся в распоряжении “Ъ”, эти расходы не указаны. К тому же срок обязательного страхования недвижимости от пожаров явно привязан к введению в действие налога на недвижимость. Вероятно, введение этого страхования будет синхронизировано с созданием базы данных по кадастровой стоимости недвижимости — как и в случае с базой налога на недвижимость.