ЦБ утвердил "Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" от 04.12.2015 N 35-МР.

С одной стороны, наблюдается снижение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов. С другой стороны, недобросовестными хозсубъектами используются альтернативные схемы обнала, в том числе при активном участии лиц, занятых в сфере розничной торговли (в частности, продовольственными товарами, стройматериалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами) за наличный расчет, в том числе через торговую сеть.

Так, полученная организацией розничной торговли наличная выручка, подлежащая хранению на банковских счетах в банках, передается третьим лицам - заказчикам наличных денежных средств, которые "оплачивают" наличку, перечисляя деньги по безналу на расчетный счет организации розничной торговли, в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций. Такие зачисления, как правило, производятся по договорам, не предполагающим уплату НДС (агентские договоры, договоры об оказании услуг, договоры займа, уступки прав требования и т.п.). Далее по тексту такие операции именуются "зачислениями".

ЦБ рекомендует банкам, в которых открыты расчетные счета организаций розничной торговли, на которые внесение наличной выручки не производится либо производится в незначительных объемах и регулярно (как правило, более одного раза в неделю) поступают зачисления:

  • обеспечивать повышенное внимание всем операциям организации розничной торговли;
  • направлять в Росфинмониторинг информацию о зачислениях на основании пункта 3 статьи 7 закона 115-ФЗ ("антиотмывочного");
  • запрашивать у организации розничной торговли (клиента) документы (сведения), являющиеся основанием для зачислений, обосновывающие экономический смысл и законные цели зачислений;
  • запрашивать у клиента документы о сумме полученной наличной выручки (например, за месяц, или банк может определить период самостоятельно с учетом специфики клиента), соотносить эти данные с информацией, полученной при идентификации клиента;
  • запрашивать у клиента документы, подтверждающие внесение им в соответствующий период наличных денежных средств на расчетный счет (расчетные счета), открытый (открытые) в другой кредитной организации (других кредитных организациях), в объеме, сопоставимом с суммой полученной наличной выручки;
  • в случае непредставления организацией розничной торговли документов (сведений), предусмотренных абзацами восьмым-десятым настоящих методических рекомендаций, реализовывать в отношении нее право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 закона 115-ФЗ (право на отказ в проведении операций);
  • в случае принятия в течение календарного года двух решений о таком отказе рассматривать вопрос о реализации в отношении клиента права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ (право банка на расторжение договора банковского счета);
  • в отношении владельца банковского счета, с которого поступают зачисления, реализовывать меры, предусмотренные письмом Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".