Правительству предстоит рассмотреть административные меры, направленные против фирм-однодневок: Росфинмониторинг подготовил пакет поправок, в сентябре в основном согласованный Минфином, Минэкономразвития, МВД, Федеральной налоговой службой и ЦБ. В Уголовный кодекс уже внесены статьи 173.1 и 173.2, установившие ответственность за создание компаний через подставных лиц и по поддельным документам, пишут "Ведомости".
По данным ФНС, имеющимся в распоряжении "Ведомостей", по состоянию на 1 октября в ЕГРЮЛ содержатся сведения о 4,562 млн юридических лиц. По решению наговиков из реестра исключены 1,961 млн компаний, из них 316 тысяч - в этом году. 57% всех исключенных — ООО.
Подготовленный законопроект вводит дополнительные требования к людям, учреждающим или участвующим в новой компании: они не должны иметь запрета на право заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в юридических лицах, которые собираются принудительно исключить из реестра (недействующие фирмы). Изначально Росфинмониторинг предлагал распространить запрет и на лиц, компании которых имеют налоговые долги, но отказался от этой идеи, говорится в материале.
Ужесточатся и правила ликвидации фирм: в частности, процедура ликвидации не может превышать 18 месяцев, а также запрещается присоединение других фирм к ликвидируемой.
Поправки не вносят принципиальных изменений в порядок регистрации фирм, но устраняют пробелы в законе, считает руководитель департамента юрфирмы «Клифф» Юлия Сафаргалиева. Но новые основания для отказа могут принести проблемы добросовестным предпринимателям, опасается она: теперь паспортные данные должны сверяться с базой ФМС, где бывают ошибки. Запрет на так называемую альтернативную ликвидацию, когда фирма с долгами присоединяется к ликвидируемой, по мнению Сафаргалиевой, один из важных аспектов в борьбе с однодневками, отмечает издание.
Арбитражный управляющий Евгений Семченко считает, что поправки позволят налоговикам ставить своего ликвидатора, если компания не уложилась в полтора года. Этот инструмент позволит оспаривать выгодные владельцам сделки, замечает Семченко, но срок в полтора года не позволит его эффективно применять, за это время могут истечь сроки по взысканию задолженности.
В материале говорится, что чиновники ждут помощи и от банков: для этого в ГК им разрешат отказывать в ведении счета подозрительной фирме и даже — по своему усмотрению — расторгать заключенный договор (спустя месяц после уведомления).