30 марта 2009 года Центральный банк РФ отозвал с  лицензии на осуществление банковских операций у Банка новых программ кредитования (КБ "НПК-банк", г. Москва, регистрационный номер 3442, дата регистрации – 21 июля 2003 г.) и Федерального инвестиционного банка (ОАО ФИБ, г. Москва, регистрационный номер 1422, дата регистрации – 22 марта 1991 г.) и назначил в них временные администрации. Об этом сообщает сегодня департамент внешних и общественных связей ЦБ.

У НПК-банка лицензия отозвана в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР; неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; снижением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения, установленного Банком России на дату госрегистрации кредитной организации, и учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Лицензия у Федерального инвестиционного банка отозвана в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР; установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных; неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; неисполнением в срок, установленный федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала), и учитывая неоднократное в течение одного года применение мер, предусмотренных федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Одновременно ЦБР назначил с 30 марта 2009 года временную администрацию по управлению Банком новых программ кредитования в соответствии с федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" – на срок до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

С 30 марта 2009 года ЦБ назначил временную администрацию по управлению Федеральным инвестиционным банком в соответствии с федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" – на срок до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

Полномочия исполнительных органов обоих банков в соответствии с федеральными законами приостановлены.

По заключению ЦБР, в связи с проведением высокорискованной кредитной политики величина собственных средств (капитала) НПК-банка опустилась ниже минимального значения, установленного Банком России на дату госрегистрации кредитной организации. Кроме того, банк несвоевременно направлял в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, не создавал адекватные резервы на возможные потери по ссудам, а также не соблюдал сроки представления отчетности в Банк России.

В период с июня 2008 года по март 2009 года группой резидентов - клиентов НПК-банка, имеющих признаки "фирм-однодневок", систематически переводились крупные суммы денежных средств в виде авансовых платежей в пользу нерезидентов по сомнительным сделкам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования. В целом за указанный период клиентами банка были переведены в пользу нерезидентов денежные средства в объеме около 14,5 млрд руб, а их получателями явились иностранные компании - клиенты банков Молдовы, Кипра, Эстонии, Латвии, Украины, Киргизии, Азербайджана.

Федеральный инвестиционный банк неоднократно допускал нарушения требований федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части своевременного направления в Росфинмониторинг сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. Банк проводил высокорискованную кредитную политику, не создавал адекватные резервы на возможные потери по ссудам, не соблюдал установленные значения обязательных нормативов, а также представлял в Банк России существенно недостоверную отчетность. Кроме того, кредитная организация не исполнила требование предписания Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала).