В настоящее время такой налог попадает в бюджеты по месту регистрации брокеров, доверительных управляющих, депозитариев и организаций-эмитентов, в основном - в бюджеты Москвы и Питера.
Двое депутатов внесли в Госдуму законопроект с поправкой в статью 226 НК. Предлагается установить, что сумма налога, удерживаемая брокером, доверительном управляющим, депозитарием. либо организацией-эмитентом с доходов граждан по операциям с ценными бумагами, перечисляется в бюджет по месту жительства данных граждан (540989-8).
В настоящее время такой налог зачисляется в бюджеты по месту регистрации перечисленных организаций, являющихся налоговым агентом. При этом крупнейшие брокерские, управляющие компании, депозитарии и так далее зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, которые и так имеют максимальную в России бюджетную обеспеченность. По данным ФНС, в бюджеты этих регионов из других субъектов РФ поступает ежегодно до 8 млрд рублей в виде НДФЛ от получателей доходов по акциям и по облигациям. При этом проживают данные граждане – получатели дивидендов, процентов и других доходов по ценным бумагам – в других регионах страны, которые недостаточно обеспечены финансово. Авторы считают это несправедливым.
Однако правительство законопроект не поддерживает, поскольку новшество могло бы существенно усложнить администрирование данного налога. Это дало бы дополнительную нагрузку на налоговых агентов в связи с существенным увеличением количество платёжных поручений на перечисление НДФЛ по каждому клиенту-физлицу.
Кстати, у эмитентов и так есть проблемы со сбором адекватных сведений об акционерах, что приводит к претензиям со стороны налоговиков. По закону держатель реестра акционеров не вправе вносить изменения в сведения об акционерах по своей инициативе и не вправе требовать актуализации сведений от самих акционеров. Также держатель в текущем режиме не может запрашивать у них недостающие сведения. Только по своей собственной инициативе акционеры могут внести изменения в свои персональные данные, указанные в реестре.