Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), еще в начале лета пообещавшая ужесточить ответственность выпустивших дефолтные облигации компаний, сдержала слово. Подготовленные службой законопроекты расширяют круг лиц, субсидиарно ответственных за неисполнение обязательств. При этом кроме руководства эмитента в него включены аудиторы и инвестбанкиры.

Как сообщили в ФСФР, служба подготовила поправки к законам "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах" и в Трудовой кодекс, призванные ужесточить ответственность за неисполнение компаниями обязательств по своим ценным бумагам. Волна дефолтов (их количество с начала года уже перевалило за сотню) заставила главу ФСФР Владимира Миловидова пообещать инвесторам обновить законодательство еще в начале лета. Теперь он ожидает, что с принятием поправок компании станут более прозрачными, а корпоративное управление в них — более качественным.

Сейчас при дефолте вернуть свои деньги держателям облигаций мешают пробелы в законодательстве, так как еще до начала процедуры банкротства собственники эмитента успевают вывести все активы. А главбух и гендиректор, которые несут субсидиарную ответственность за происходящее, как правило, оказываются не в состоянии возместить даже малую часть убытков.

Поэтому поправки предлагают расширить перечень тех, кто несет ответственность за происходящее в компании. Сделать это предполагается за счет подписантов документов об эмиссии. Эти функции в компаниях, как правило, выполняют главбух, президент или гендиректор. Однако кроме них документы заверяют аудитор, финкосультант и спецдепозитарий. В случае принятия законопроекта ФСФР их тоже могут привлечь к субсидиарной ответственности за дефолт эмитента.

Впрочем, ответственность для них и представителей руководящих органов эмитента наступает не автоматически при неисполнении обязательств, а если суд докажет, что ответственные лица действовали "неразумно или недобросовестно, нарушали порядок приобретения ценных бумаг, не вовремя выплачивали дивиденды, совершали сделки не в интересах компании" .

Между тем участники рынка не уверены, что инициативы ФСФР помогут справиться с ситуацией.

"Этот законопроект — отличное начало, но едва ли он станет действенным инструментом, — считает вице-президент Национальной лиги управляющих Ирина Никитина. — Имена персоналий, которые выводят активы из компаний, всем хорошо известны и сейчас. Благодаря поправкам их, конечно, будет проще привлечь к ответственности. Но мы же все прекрасно понимаем, как это работает. И эти люди будут переписывать все свое имущество на родственников".

Не поможет здесь и признание материально ответственными тех компаний, которые помогают эмитенту обойти нормативные требования и заверяют его недостоверную отчетность. Хотя, по словам вице-президента аудиторско-консалтинговой компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты" Алексея Терехова, примеры таких взаимоотношений случаются. "Привлечь таких аудиторов к ответственности, тем более материальной, будет очень непросто, — считает он. — Ведь сложно доказать, что он рассмотрел не всю прямую и косвенную информацию" .