В основном, выявленные нарушения так или иначе касались правил внутреннего контроля.
Казначейство выпустило обзор результатов обобщения и анализа практики контроля (надзора) в "антиотмывочной" сфере в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, за 2023 год.
Федеральное казначейство проводит контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ посредством:
- проведения профилактических мероприятий:
- анкетирование (опрос) контролируемого лица;
- обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц;
- доведение до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации, об операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица в ходе его внутреннего контроля;
- проведения контрольных мероприятий:
- информирование контролируемого лица;
- проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства.
Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций имеет место с применением риск-ориентированного подхода, который предусматривает выбор контрольных и профилактических мероприятий в зависимости от присвоенного аудиторской организации уровня риска нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ. Для высокого уровня риска проводятся плановые (внеплановые) проверки в виде документарной или выездной проверки, для повышенного – плановые проверки в виде документарной или выездной проверки; для умеренного – информирование; для низкого уровня риска контрольные мероприятия не проводятся. Сведения об уровнях риска тех или иных фирм есть у СРО ААС.
Анализ материалов проверок ВКД в 2023 году показал, что наиболее серьезными нарушениями и недостатками в деятельности аудиторских организаций в части исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:
- несоответствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ требованиям законодательства;
- несоблюдение требований ПВК, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных ПВК, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев;
- несоблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством;
- несоблюдение требований законодательства по уведомлению Росфинмониторинга о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
Результаты контроля за 4 квартал 2023 года размещены на сайте казначейства.
Выявленные в ходе проверок нарушения допускались аудиторскими организациями в связи с несвоевременным ознакомлением с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, недостаточным знанием требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также с несвоевременным прохождением специальным должностным лицом обучения по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Напомним, что в конце прошлого года казнайчество утвердило список "антиотмывочных" правовых актов, учитываемых казначейством при проверках аудиторов. Осенью вышел новый классификатор аудиторских нарушений и недостатков, выявляемых в ходе ВКД. Раньше классификатор утверждал и периодически обновлял Совет по аудиторской деятельности (ныне почивший), и антиотмывочные нарушения в документе впервые появились в 2018 году. Антиотмывочные проверки, в том числе – аудиторов, регламентированы постановлением кабмина 219, принятым в 2022 году.