Минфин рассказал о последних новшествах, касающихся аудиторов.

Каких проверок не будет

Минфин напомнил, что правительственным постановлением 336 с 10 марта введен мораторий на проведение плановых надзорных проверок и ограничения на внеплановые. Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2022 году:

  • Федеральное казначейство не будет проводить плановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО;
  • Минфин не будет проводить плановые проверки деятельности СРО.

Кроме того, постановлением определены:

  • допустимые случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок (при угрозах жизни, безопасности страны, по поручению президента или премьера и тому подобное – большинства аудиторов в этом списке вряд ли что-то будет касаться);
  • автоматическое продление срока исполнения ранее выданных предписаний на 90 календарных дней. При этом контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении указанного срока в контрольный (надзорный) орган;
  • возможность проведения профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц.

Уточнен перечень видов аудиторских услуг

Также ведомство напомнило, что перечень видов аудиторских услуг уточнен – для заданий, обеспечивающих уверенность в нефинансовой информации, приведены примеры – информация в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии. Перечисленные примеры не являются исчерпывающими.

Установлена форма проверочного листа для ВКД

В соответствии с законом госконтроле (надзоре) контрольные органы утверждают проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые позволяют судить о соблюдении требований. Листы заполняются при проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспектором в электронной форме посредством внесения ответов, заверяются УКЭП инспектора, приобщаются к акту этого мероприятия.

Приказом казначейства от 4 февраля 2022 года № 7н утверждена форма проверочного листа, предназначенная для контроля деятельности аудиторских ОЗО-организаций. Помимо непосредственно формы проверочного листа приказом определены:

  • предмет контрольных действий;
  • список контрольных вопросов.

Проверочные листы будут применяться казначейством в обязательном порядке при выездных проверках. В остальных случаях они будут применяться по решению органа. Приказ в основной части вступил в силу с 1 марта 2022 года.

Документооборот с казначейством

Исходя из закона «Об аудиторской деятельности» ФК свои предписания и запросы может направлять аудиторским ОЗО-организациям в электронной форме с УКЭП. Такие документы считаются полученными аудиторской организацией по истечении одного рабочего дня со дня их направления – при наличии подтверждения получения.

Со своей стороны, аудиторские организации, оказывающие услуги ОЗО, обязаны обеспечить возможность предоставления в казначейство электронных документов, а также возможность их получения.

Недавно установлен порядок документооборота, где определено, что:

  • электронные документы, предоставляемые аудиторской организацией в казначейство, должны быть подписаны УКЭП;
  • сфера электронного документооборота не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую и иную тайну, охраняемую законом;
  • документы в электронном виде направляются:
    • до 1 января 2024 года по телекоммуникационным каналам связи;
    • с 1 января 2024 года по по ТКС, в том числе через портал госуслуг.

(информационное сообщение от 25 марта 2022 года № ИС-аудит-52).