Минфин рассказал о последних новшествах, касающихся аудиторов.
Каких проверок не будет
Минфин напомнил, что правительственным постановлением 336 с 10 марта введен мораторий на проведение плановых надзорных проверок и ограничения на внеплановые. Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2022 году:
- Федеральное казначейство не будет проводить плановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО;
- Минфин не будет проводить плановые проверки деятельности СРО.
Кроме того, постановлением определены:
- допустимые случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок (при угрозах жизни, безопасности страны, по поручению президента или премьера и тому подобное – большинства аудиторов в этом списке вряд ли что-то будет касаться);
- автоматическое продление срока исполнения ранее выданных предписаний на 90 календарных дней. При этом контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении указанного срока в контрольный (надзорный) орган;
- возможность проведения профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц.
Уточнен перечень видов аудиторских услуг
Также ведомство напомнило, что перечень видов аудиторских услуг уточнен – для заданий, обеспечивающих уверенность в нефинансовой информации, приведены примеры – информация в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии. Перечисленные примеры не являются исчерпывающими.
Установлена форма проверочного листа для ВКД
В соответствии с законом госконтроле (надзоре) контрольные органы утверждают проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые позволяют судить о соблюдении требований. Листы заполняются при проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспектором в электронной форме посредством внесения ответов, заверяются УКЭП инспектора, приобщаются к акту этого мероприятия.
Приказом казначейства от 4 февраля 2022 года № 7н утверждена форма проверочного листа, предназначенная для контроля деятельности аудиторских ОЗО-организаций. Помимо непосредственно формы проверочного листа приказом определены:
- предмет контрольных действий;
- список контрольных вопросов.
Проверочные листы будут применяться казначейством в обязательном порядке при выездных проверках. В остальных случаях они будут применяться по решению органа. Приказ в основной части вступил в силу с 1 марта 2022 года.
Документооборот с казначейством
Исходя из закона «Об аудиторской деятельности» ФК свои предписания и запросы может направлять аудиторским ОЗО-организациям в электронной форме с УКЭП. Такие документы считаются полученными аудиторской организацией по истечении одного рабочего дня со дня их направления – при наличии подтверждения получения.
Со своей стороны, аудиторские организации, оказывающие услуги ОЗО, обязаны обеспечить возможность предоставления в казначейство электронных документов, а также возможность их получения.
Недавно установлен порядок документооборота, где определено, что:
- электронные документы, предоставляемые аудиторской организацией в казначейство, должны быть подписаны УКЭП;
- сфера электронного документооборота не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую и иную тайну, охраняемую законом;
- документы в электронном виде направляются:
- до 1 января 2024 года по телекоммуникационным каналам связи;
- с 1 января 2024 года по по ТКС, в том числе через портал госуслуг.
(информационное сообщение от 25 марта 2022 года № ИС-аудит-52).