Однако списком контрольных вопросов проверяющие ограничиваться не будут, следует из текста приказа.

Казначейство утвердило форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого в ходе внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Чек-лист содержит множество отсылок к закону об аудиторской деятельности – к какждой из его норм, содержащих какие-либо требования или ограничения в отношении аудиторских организаций и их сотрудников. Некоторые вопросы весьма общие, например, соблюдались ли аудиторской организацией требования МСА при ведении аудиторской деятельности? Или: соблюдались ли иные требования, установленные СРО? Или: соблюдались ли требования кодекса этики, правил независимости?

Причем, ответы предусмотрены в стиле "да/нет", а ответ "да" на подобные вопросы не показателен: если игнорировался хотя бы один стандарт или одно из правил независимости, а остальные соблюдены, по логике должен ставиться ответ "да". А ответ "нет" – это для полных "отморозков", которые не придерживались ни одного из установленных правил или стандартов. Как будут обращаться с логикой проверяющие – это отдельный вопрос.

Вместе с тем, приказ предусматривает, что проверки не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, по которым сформулированы вопросы (приказ от 4.02.2022 N 7н).

В целом, всё это вступает в силу с 1 марта, кроме таких вопросов чек-листа:

  • соблюдались ли дополнительные к требованиям, предусмотренным в части 5 статьи 13 закона "Об аудиторской деятельности", требования к перечню и срокам раскрытия аудиторской организацией на финансовом рынке информации о своей деятельности?
  • обеспечена ли возможность предоставления в казначейство и получения от него электронных документов?

Они начнут применяться со 2 января 2023 года.