Что изменится в отношении аудиторских заключений, рассказал Минфин
© anekdotov.net

Вводятся понятия ненадлежащего и заведомо ложного АЗ - чем грозит их подписание. Также Минфин сообщил о "расширенном" АЗ и о дополнительных проверках.

Минфин выпустил еще одни разъяснения насчет недавно подписанного закона 359-ФЗ, которым вносятся изменения, среди прочего, в закон об аудиторской деятельности – в честь наделения ЦБ функциями регулятора аудиторской отрасли и не только.

Ведомство отметило, что теперь требования к форме и содержанию аудиторского заключения будут устанавливаться только стандартами аудиторской деятельности. Такими стандартами, в частности, являются МСА 700 (пересмотренный), МСА 701, МСА 705 (пересмотренный), МСА 706 (пересмотренный). Пока что указанные требования содержит также закон (информационное сообщение ИС-аудит-46/4).

Расширение, дополнение

Уточнено, что по результатам аудита ОЗО необходимо «расширенное» аудиторское заключение. В нем, помимо «обычных» элементов, определенных МСА, должны быть раскрыты обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность ОЗО непрерывно продолжать свою деятельность. «Расширенное» АЗ регулируется МСА 701.

Проверку, дополнительную к обычным процедурам аудита, надо будет проводить в отношении годовой отчетности кредитных организаций, страховщиков. Результаты дополнительной работы отражаются в АЗ согласно МСА 700 (пересмотренный), и, согласно закону, раскрываются в отдельном разделе АЗ либо в отдельном отчете. Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к такому раскрытию.

Подписание и наказание

Порядок подписания АЗ теперь будет установлен законом. АЗ подписывают руководитель аудиторской организации и руководитель аудита. Руководитель организации вправе уполномочить иное лицо при наличии у него соответствующего квалификационного аттестат аудитора. Подписи указанных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре в отношении самой аудиторской организации.

АЗ можно будет признавать заведомо ложным по решению суда. В суд может обратиться:

  • Банк России – по заключениям об аудите отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке
  • Федеральное казначейство – ОЗО;
  • АСВ – кредитных организаций и НПФ.

Подписавшего заведомо ложное АЗ, потерявшего аттестат и исключенного из СРО могут туда повторно не принять. Если же обошлось, то такой аудитор в штате организации лишит ее права на аудит ОЗО и, тем более, финрынка.

Вводится понятие ненадлежащего АЗ: содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной отчетности и составленное с нарушением обязательных требований. Таковым АЗ может признать ЦБ, решение которого можно будет обжаловать в суде. Подписавший такое АЗ три года не сможет быть руководителем аудита на финрынке (кроме эмитентов).

Минфин уже выпускал и другие разъяснения насчет закона 359-ФЗ:

  • какие организации будут ОЗО, а какие – ОЗО на финрынке
  • руководителем аудита, по мнению чиновников, может быть только аудитор с новым аттестатом
  • как аудиторским фирмам отделить совместителей от основных работников
  • Совета по аудиторской деятельности больше не будет, а ВВКР превратится в ВКД.