Не менее трех аудиторов по основному месту работы меньше чем через год – такое требование будет актуальным для любых аудиторских фирм. И множество других новаций.

Одним из огромной массы безликих законов, вносящих изменения "в отдельные законодательные акты", подписанных 2 июля, все-таки оказался закон, трансформирующий регулирование аудиторской отрасли. Номер ему присвоен 359-ФЗ от 2.07.2021. В большей своей части закон вступит в силу с нового года. Напомним о содержимом.

"Меньше трех не собираться!"

Для того, чтобы организация считалась аудиторской и могла быть членом СРО, надо будет иметь численность работников-аудиторов не менее трех по основному месту работы. Такое уточнение вносится в статью 18 закона.  Это вступит в силу с 1 июля 2022 года.

В настоящее время согласно сведениям из базы данных Audit-it около 40% фирм имеют в штате ровно трех аудиторов. Остальные примерно 60% – более трех (менее трех по трудовому договору и сейчас быть не может). Не известно, сколько при этом трудятся в этих фирмах именно по основному месту работы. Но можно предположить, что 30-40% фирм буквально на грани – рискуют новому критерию не отвечать.

Во всех аудиторских фирмах числится 19867 аудиторов (выборка по той же базе) при общем числе аудиторов в РФ согласно реестру Минфина 17410 человек. То есть, минимум 2,5 тысячи аудиторов числятся в двух и более аудиторских фирмах. Это 14% от их общего числа – цифра, в принципе, не угрожающая. Однако надо иметь в виду, что среди аудиторов практикуется совместительство также и с другими сферами, например, с образованием. Тот, кто по основному месту работы устроен в вузе или где-то еще вне аудиторской отрасли, дважды среди работников аудиторских фирм в упомянутой статистике не фигурирует. Соответственно, реальное количество совместителей гораздо выше, чем указанные 14%.

Принятым законом вводится понятие "руководитель аудита" – это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Новой статьей 5.2 закона будут установлены обширные требования к руководителю аудита общественно значимой организации, в том числе к опыту работы, к обучению и "кристальной чистоте" в течение последних трех-пяти лет.

Индивидуалов – за борт

Под обязательный аудит будут подпадать эмитенты эмиссионных ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с законом "О рынке ценных бумаг" – такое дополнение вносится в подпункт 1 пункта 1 статьи 5 "аудиторского" закона.

Весь обязательный аудит будет проводиться только аудиторскими организациями – от него отстранят индивидуальных аудиторов. В настоящее время подобное ограничение установлено для аудита отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, НПФ, организаций с долей госсобственности от 25%, публично-правовых компаний, а также отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности. Пока что индивидуалы могут проводить аудит по критериям и некоторые другие его "ответвления" (почерпнуть более подробную информацию можно в перечне случаев обязательного аудита за 2020 год).

Напомним, что это уже не первое ущемление индивидуальных аудиторов – например, правительственным постановлением их недавно лишили права на информацию от клиентов-"санкционщиков".

Сведения о проведении обязательного аудита будут вноситься в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц с указанием сведений об аудиторской организации и ее мнения о достоверности отчетности.

Общественно-значимые

В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:

  • ПАО;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
  • кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
  • страховые;
  • профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
  • госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
  • иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.

ОЗО должны выбирать аудитора на открытом конкурсе не реже, чем раз в 5 лет.

Староаттестатникам будет разрешено заниматься аудитом согласно типу имеющегося аттестата, кроме аудита ОЗО.

Реестр на реестре и реестром погоняет

Аудиторские услуги ОЗО (в том числе и банкам, страховщикам, торгуемым компаниям, профучастникам и другим указанным в том же пункте) смогут оказывать только организации, включенные в реестр работающих с ОЗО. Услуги ОЗО на финрынке смогут оказывать аудиторские организации, включенные в отдельный реестр – работающих с ОЗО на финрынке. Нет такого варианта, когда фирма вошла во второй реестр, но не вошла в первый, и проводит аудит банка.

В "общий" реестр по ОЗО могут попасть аудиторские организации, которые имеют в штате по основному месту работы не менее трех аудиторов. С 2023 года этот критерий повысится до 5 человек. В том числе – не менее трех с новым аттестатом и с опытом по ОЗО в последние три года. Эти люди не должны быть ранее замечены в подписании АЗ, признанных ложными. Установлены и другие требования как к аудиторам, так и к организациям. Такой реестр будет вести Минфин.

Для реестра по ОЗО на финрынке критерий по штату – не менее 7 человек, а с 2023 года – не менее 12, для трех из которых соблюдаются указанные выше требования. Этот реестр будет вести ЦБ.

Ненадлежащие АЗ

Оговаривается право Банка России устанавливать дополнительные (по отношению к стандартам) требования к раскрытию в АЗ (его разделе, отдельном отчете) результатов исполнения аудиторской организацией на финансовом рынке обязанностей, возложенных на нее законами.

Упраздняется перечень сведений, которые должно содержать АЗ, изложенный в части 2 статьи 6. Взамен оговаривается, что АЗ подписывается руководителем фирмы и руководителем аудита.

Вводится понятие ненадлежащего АЗ – это АЗ с ошибочным аудиторским мнением при существенно искаженной бухгалтерской отчетности, составленное с нарушением обязательных требований. Отбраковывать таким образом заключения будет ЦБ в порядке, который сам и установит. Обжаловать решение ЦБ можно будет только в суде.

СРО для крупняка

Также в новой редакции излагается статья "аудиторского" закона о СРО. Из нее уберут критерии по численности членов, но, вместе с тем, из всего контекста ясно, что СРО останется только одна. К тому же, и в другие статьи закона внесли некоторые корректировки с учетом того, что теперь существует только одна СРО – везде это понятие приводится в единственном числе.

При этом появится новая статья 21.1, где перечисляются требования к СРО при присвоении этого статуса. Так, СРО должна включать членов, охватывающих в совокупности более 50% рынка аудиторских услуг за предыдущий год. Этот показатель будет рассчитываться по данным статистики.

Надо отметить, что немногим более 50% объема аудиторских услуг – это Б4 (по данным бухотчетности за прошлый год). Иными словами, СРО может сохранить свой статус, даже если в нее будут входить только 4 крупнейшие организации. Тем не менее, остальные фирмы и аудиторы не смогут объединиться для создания своей (второй) СРО, так как их суммарная выручка окажется менее 50%.

Кроме того, внесено множество поправок в закон о ЦБ, который получит право, в частности, "увольнять" начальство аудиторской фирмы, работающей с ОЗО. Этими же поправками власти попытались урегулировать конфликт интересов между ЦБ, проверяющим аудиторов, проверяющих его самого (подробнее).