Какими теперь будут проверки в отношении аудиторских фирм, работающих с ОЗХС
© anekdotov.net

В рамках глобальной реформы контрольно-надзорной деятельности внесены изменения в том числе и в "аудиторский" закон. Правительственное постановление, о котором мы уже сообщили – всего лишь часть этого процесса.

В стране перестроена вся контрольно-надзорная деятельность – с 1 июля вступил в силу новый закон 248-ФЗ о госконтроле и надзоре. Затронуло это и аудиторскую отрасль, напомнил Минфин. В этой связи внесены изменения в почти полторы сотни федеральных законов, среди которых "затесался" и закон об аудиторской деятельности. Минфин на этот счет особо не распространялся, но мы нашли, что поправки в аудиторский закон, о которых пойдет речь ниже, внесены статьей 86 закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ.

Кроме того, как мы уже сообщили, кабмин принял свое постановление с положением о ВККР. Но, как весьма резонно следует из минфиновского сообщения, тут надо смотреть во взаимосвязи.

Что отметил Минфин

Контроль стал более всеобъемлющим – в частности, одним из предметов ВККР стало (наравне с проверкой соблюдения требований закона, правил независимости и тому подобного) еще и исполнение решений ФК по результатам того же ВККР. Аналогично – по проверкам со стороны СРО (исполнение, соответственно, решений СРО).

Введен механизм избежания дублирования проверок: СРО может засчитать результаты проверки, проведенной ФК, если совпадает проверяемый период. Но это лишь право, а не обязанность СРО, и для такого "зачета" СРО должна оформить ряд бумаг, включая соглашение с ФК. И зачет не касается внеплановых проверок (информационное сообщение Минфина от 01.07.2021 № ИС-аудит-45).

Что еще появилось в законе

Кроме того, теперь также и закон об аудиторской деятельности, как и положение кабмина о ВККР, предусматривает такую "воспитательную" меру со стороны ФК, как профилактический визит. Правда, все подробности о нем – уже только в постановлении (об этом – здесь).

Также в законе теперь указано, что ВККР по части 3 статьи 5 проводится на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Планируются проверки согласно уровням риска. Риски оцениваются с учетом МСА. Критерии и правила ранжирования фирм по рискам установит ФК. Проверки (не уточняется, что речь идет только о плановых проверках) проводятся не чаще раза в год. Конкретную частоту в зависимости от риска устанавливает, опять же, только постановление.

Минфин, со своей стороны, подчеркнул, что раньше аудиторов по рискам не делили.

О проверках

Как мы уже сообщили, рассказывая о постановлении, для среднего и для высокого риска власти решили устраивать проверки чаще, чем планировали ранее – раз в три года и раз в два года соответственно.

Ранее проверки могли проводиться не чаще, чем раз в три года. Так что кое-кого теперь будут "шмонать" в полтора-три раза чаще. И, причем, чем серьезнее клиенты аудиторской фирмы – тем выше ее уровень риска. Так что частота проверок изначально завязана даже не на свойства самих аудиторов, а на уровень их клиентуры. Правда, впоследствии риск может повышаться, если и сама аудиторская фирма допустит какие-то оплошности.

Но зато тех, чей риск признан низким, плановые проверки вообще не коснутся. Раньше такого не было, указал Минфин.

Также чиновники поведали, что при чрезвычайно высоком риске плановые проверки могут быть только выездными, а внеплановые – как выездными, так и документарными. Собственно, как и внеплановые проверки при любой категории риска. Для высокого и среднего рисков плановые тоже допускаются в документарной форме.

Основания для внеплановых проверок в правительственном постановлении прямо не указаны – в этой части оно ссылается на закон 248-ФЗ. В итоге такими основаниями будут:

  • наличие у ФК сведений о причинении аудиторской организацией (или даже просто об угрозе) вреда (ущерба) охраняемым; законом ценностям либо выявление индикаторов риска;
  • поручение президента РФ, правительства РФ;
  • требование прокурора, ставшее следствием поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений;
  • истечение срока исполнения аудиторской организацией предписания, вынесенного ФК.

Длительность проверок также подкорректирована – в частности, документарная проверка не может длиться более 10 рабочих дней. Но в этот срок не включаются периоды, когда надзорный орган ожидает запрошенные документы или пояснения. Это установлено законом 248-ФЗ.

Минфин утверждает, что длительность выездной проверки в отношении аудиторских организаций, работающих по части 3 статьи 5, – до 40 рабочих дней, а для малого бизнеса – до 20. Это установлено законом об аудиторской деятельности, как и раньше. Отметим, что в этой части имеется некоторое противоречие закону 248-ФЗ, который ограничивает срок выездной проверки десятью рабочими днями (пункт 7 статьи 73) и не содержит исключений для ВККР аудиторов.

Напомним, что недавно стало известно, что аудиторам назначили еще один контролирующий орган – Росфинмониторинг. Но это – поправки уже в другие законы. И еще – не забываем о ЦБ, закон о включении которого в надзор за аудиторской отраслью подписан за номером 359-ФЗ.