В отличие от стадии проекта, теперь власти решили, что "визит" может быть и дистанционным. Кроме того, относительно проекта повышена частота плановых проверок, при этом убраны основания для внеплановых.

Кабмин утвердил свое постановление с положением о ВККР аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит ОЗХС, со стороны Федерального казначейства – недавно мы сообщали о соответствующем проекте. При этом принятое положение отличается от первоначальной версии проекта.

Данный нормативный акт понадобился во исполнение сравнительно нового закона 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", который частично вступил в силу с 1 июля. Постановление – в полном объеме тоже. Кстати, оно не одиноко – кабмин заодно наштамповал кучу подобных положений для различных отраслей экономики.

Прописано отнесение аудиторских организаций к четырем группам риска, причем, зависеть результат будет от значимости аудируемых лиц. Но в случае наступления негативных событий вокруг самой аудиторской организации ее классификацию по риску могут ухудшить (список таких событий приводится в приложении к документу).

Также оговорены профилактические мероприятия:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережения;
  • профилактический визит.

Обязательный профилактический визит будет проводиться в отношении аудиторской организации, впервые приступающей к обязательному аудиту (это будет однократный визит), а также в отношении аудиторской организации, отнесенной к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (визиты не чаще раза в год и не реже, чем раз в три года). Длительность визита – не более одного рабочего дня.

Визит, как ни парадоксально, может быть и дистанционным – по видео-конференц-связи. Этого, кстати, в проекте не было. Реальный визит также будет сводиться к профилактической беседе, то есть – никакого контроля во время визита, вроде бы, не предусмотрено.

И, конечно же, положение оговаривает документарные и выездные (и те, и те – плановые и внеплановые) проверки. В отличие от проекта, принятый вариант положения не содержит перечня оснований для внеплановой проверки.

Частота плановых проверок будет зависеть от группы риска:

  • чрезвычайно высокий – один раз в год;
  • высокий – один раз в два года;
  • средний – один раз в три года. Эта и предыдущая частоты по сравнению с проектом увеличены – тогда власти планировали проверять раз в 5 лет среднюю категорию и раз в три года – высокую;
  • низкий – никогда (постановление от 25 июня 2021 года № 1009).

В этой связи свои разъяснения выпустил и Минфин – об этом расскажем отдельно в другом тексте. Ведь принятое положение – это только часть большой реформы в сфере контроля и надзора, в рамках которой вступили в силу также поправки в закон об аудиторской деятельности.

Напомним, что в отношении ВККР действует еще два подзаконных акта:

  • административный регламент казначейства, приказ ФК 27н о котором вступил в силу с нового года;
  • положение о принципах ВККР, утвержденное приказом Минфина 97н летом прошлого года.