"Короткие интервалы между проведением кадастровых оценок могут привести к ситуации значительного увеличения размера подлежащего уплате налога в короткие сроки", - указал один из комитетов. Но несмотря на множество замечаний комитеты решили рекомендовать принять законопроект в первом чтении при условии доработки ко второму.

Думские комитеты вынесли свои заключения на правительственный законопроект № 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке", предусматривающий, что кадастровой оценкой будут заниматься госучреждения. Будет определена единая методология такой оценки. Кадастровая оценка будет проводиться по решению властей субъекта РФ не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет (не считая внеочередных оценок). Составив отчет о кадастровой оценке, учреждение должно будет направлять его в орган регистрации прав, который проверяет отчет и выдает бюджетному учреждению предписание об устранении нарушений. Кадастровую стоимость можно будет, как и сейчас, оспаривать на основании отчета о рыночной стоимости как в суде, так и в комиссии. В случае принятия новый закон, по замыслу разработчика, может вступить в силу уже со следующего года (подробнее о законопроекте).

Ответственным комитетом по данному проекту назначен комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Комитет указал, что согласно законопроекту внеочередная кадастровая оценка проводится, если ежеквартальный индекс рынка недвижимости, определяемый органом нормативно-правового регулирования, понижается на 30 и более процентов. При этом, в отличие от очередной оценки, проект отчета об оценке не размещается, и замечания на него не представляются, указал комитет в качестве недостатка законопроекта. К тому же, не установлены основания, периодичность проверок за деятельностью бюджетного учреждения со стороны органа, на который возлагаются функции надзора (органа регистрации прав). Также, по мнению комитета, надо установить порядок пересчета кадастровой стоимости в результате исправления ошибок по решению суда и оговорить возможность проведения внеочередной оценки при существенном изменении по решению суда кадастровой стоимости объекта при установлении его рыночной стоимости. Комитет отметил нереальность запланированного срока вступления закона в силу, поскольку в связи с ним требуется уточнить положения НК, а также принять 15 подзаконных актов.

Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (комитет-соисполнитель) отметил, что реализация нововведений потребует дополнительного финансирования за счет бюджетов в объеме около 1105 млн рублей для всех субъектов РФ, при этом средние совокупные расходы составят около 13 млн рублей в год для одного региона за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Нормы законопроекта предусматривают изменение кадастровой стоимости, определенной после исправления ошибок, допущенных при ее определении, лишь в сторону понижения. Это может ущемить интересы бюджетов.

Еще один комитет-соисполнитель - по земельным отношениям и строительству - указал на необходимость соблюдать поручения президента РФ насчет законодательного совершенствования института кадастровой оценки. Законопроект не учитывает многие из поручений. Например, он не обеспечит унификацию периодичности проведения на территории РФ кадастровой оценки, а также "создания механизма, направленного на исключение случаев резкого увеличения подлежащих уплате налогоплательщиком сумм земельного налога вследствие повышения налоговых ставок земельного налога и применения в целях налогообложения новых значений кадастровой стоимости". Законопроект воспроизводит существующую периодичность такой оценки, причем, внеочередные оценки не влияют на сроки проведения последующих очередных. Если внеочередная кадастровая оценка была проведена через год после плановой, следующая плановая проводится через 2 - 4 года после внеочередной, а не через 3 - 5 лет. "Короткие интервалы между проведением кадастровых оценок могут привести к ситуации значительного увеличения размера подлежащего уплате налога в короткие сроки", - пишет комитет.

По мнению комитета, законопроект целесообразно дополнить положениями, более подробно регламентирующими содержание методических указаний по кадастровой оценке. К тому же, "вызывает сомнение обязательный характер применения методических указаний, так как по своей правовой природе такие акты носят, скорее, рекомендательный характер".

"Законопроект фактически не содержит положений об ответственности тех или иных органов за результат проведенной государственной кадастровой оценки", - указывает комитет. Это также противоречит поручениям Президента.

Еще один недостаток законопроекта состоит в том, что он, в отличие от действующего правового регулирования, исключает такое основание для пересмотра результатов кадастровой стоимости, как недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Кроме того, по мнению комитета, при доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно сделать более доступным и понятным для граждан механизм пересмотра кадастровой стоимости.

Также комитет обратил внимание на отсутствие безусловной обязанности по пересмотру кадастровой стоимости аналогичных объектов в случае, если кадастровая стоимость была пересмотрена хотя бы в отношении одного аналогичного объекта. Это не в полной мере соответствует принципу равенства налогообложения.

Комитеты в целом рекомендовали рассмотреть законопроект в первом чтении при условии доработки ко второму чтению.