Не исключено, что НСОД сможет определять, мнение каких оценщиков должны будут учитывать суды

Сообществу оценщиков предоставлен очередной вариант поправок в закон «Об оценочной деятельности в РФ». Этот вариант значительно усиливает роль Национального совета по оценочной деятельности. Из совещательного органа при правительстве предлагается узаконить его руководящую и направляющую роль в сфере оценки. В частности, только подготовленные им оценщики смогут выступать экспертами в суде.

По поступившей информации, 1 августа СРО Общественная организация «Российское общество оценщиков» (РОО) направила в региональные филиалы для обсуждения свои предложения по поправкам к закону. Мы уже писали о внесении в Госдуму законопроекта об изменении в закона «Об оценочной деятельности в РФ».

Если предложенные поправки рабочей группы в Госдуме выглядят как фактически новый закон, то поправки, предложенные РОО, носят более осторожный, но и, вместе с тем, более спорный характер. Из пояснительной записки к изменениям видно:

  • следует более четко определить предмет оценочной деятельности, в том числе дополнительные специальные виды экономических характеристик, таких как убытки, арендная плата, соразмерная плата за сервитут и т.п., а также право на оценку для третьих лиц;
  • определять оценочную стоимость не как конкретную величину, а некий интервал (+/- 20%), внутри которого находится искомая цифра;
  • предлагается ввести классификацию оценщиков (3 категории), экспертов-оценщиков и судебных экспертов-оценщиков. Последним будет принадлежать исключительное право быть экспертами в судах. То есть суды лишатся возможности прибегать к независимой экспертизе, а будут вынуждены пользоваться только услугами обученных и аттестованных Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) (читай, зависимых) экспертов;
  • ИП в качестве работодателя приравнивать к юрлицу;
  • предусматривается возможность приостановления членства в СРО (экономия на членских взносах и уплаты в страховой фонд).

Кроме того, констатируется факт, что в действующей редакции закона НСОД не дееспособен и фактически является совещательным органом. Однако все документы, принятые Минэкономразвития (МЭР), разрабатывались Советом.

Поэтому предлагается разграничить полномочия. Выделить вопросы исключительной компетенции МЭР. Во всех остальных случаях предлагается наделить НСОД полномочиями полноценного регулятора оценочной деятельности, чьи решения и нормативные акты обязательны для оценочного сообщества РФ. При этом, напомним, ранее мы писали о том, что в результате бездействия НСОД работа оценщиков была фактически парализована.

Согласно предлагаемым изменениям в закон, НСОД:

  • разрабатывает учебные программы по профессии, проводит аккредитацию учебных заведений.
  • разрабатывает требования к уровням профессиональной квалификации (не менее трех) с едиными профессиональными званиями и процедурами аттестации.
  • устанавливает единые процедуры аттестации оценщиков , единые виды, типы и формы квалификационных аттестатов оценщиков; экспертов-оценщиков, судебных экспертов-оценщиков.

Также рассматриваются вопросы организационно-правового статуса организаций в сфере оценки, порядок формирования и использования компенсационных фондов, их судьба в случае ликвидации СРО и другие.

Отдельное внимание уделено имущественной ответственности оценщика, эксперта-оценщика, их работодателей. Исходя из того, что за работников отвечает работодатель, то личную имущественную ответственность могут нести только оценщики - ИП. Как следствие - компенсационные фонды СРО сейчас работают только и исключительно в интересах клиентов оценщиков-предпринимателей, и не обеспечивают ответственности оценщиков-физлиц, работающих по трудовым договорам. Хотя взносы уплачивают все оценщики-члены СРО: и ИП, и физлица (напомним, в сфере оценки организации не являются членами СРО).

Предлагается обязать оценщиков (экспертов-оценщиков) страховать ответственность перед заказчиком, третьими лицами и работодателями, а также установить ответственность наемного оценщика (эксперта-оценщика) перед его работодателем в порядке регресса, например в размере до 50% от ущерба, фактически возмещенного работодателем заказчику, третьим лицам, но не более среднего годового заработка оценщика (сейчас по ТК не более месячного оклада). При этом нет предложения, например, вернуть физлицам уплаченные взносы в компенсационный фонд или не взимать их с физлиц при вступлении в СРО.

Вносятся и поправки, конкретизирующие права и обязанности СРО оценщиков по защите профессиональных и трудовых интересов своих членов. СРО оценщиков и сейчас уже обладают формальными признаками профсоюзов, эту мысль предлагается зафиксировать в законе. Предлагается внести поправки, которые являются прямыми цитатами из закона 10-ФЗ «О профессиональных союзах …». Причем, жестко приравнивать СРО к профсоюзам не планируется, СРО смогут принимать на себя функции профсоюза добровольно. Это, в свою очередь, позволит влиять на тарифную и зарплатную практику работодателей.

В сопроводительном письме в региональные отделения РОО предлагается рассмотреть поправки до 10 сентября для организованного их обобщения в законопроекте. Насколько они соответствуют действующему законодательству, в случае внесения законопроекта в Госдуму будут решать думские эксперты.