Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.
Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.
Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.
Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.
Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.
Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.
Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
Частный сервитут может устанавливаться для:
обеспечения водоснабжения и мелиорации;
прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.
В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:
проведения дренажных работ на земельном участке;
использования земельного участка;
прохода или проезда через земельный участок;
выпаса сельскохозяйственных животных;
прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
сенокошения;
временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
свободного доступа к прибрежной полосе;
использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.
По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:
платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
бессрочные – не имеющие определенного срока существования.
При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам
1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;
2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:
сферу, на которую распространяется действие сервитута;
платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
сроки;
другие необходимые условия.
3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;
4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.
Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.
Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:
территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.
Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.
Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.
Для оформления необходимо подавать следующие документы:
соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
заявление на выполнение регистрации;
паспорт лица, подающего данное заявление;
кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.