В трех инстанциях суды увидели вину налоговиков в убытках фирмы, несмотря на то, что незачтенная переплата была – по НДФЛ.

Фирма, которой надо было продлить алкогольную лицензию, 4 августа получила "чистую" справку по расчетам с бюджетом. Выждав немного времени, организация уплатила госпошлину в сумме 325 тысяч рублей. И еще немного позже – 15 августа – подала заявление на продлении лицензии.

Отказ лицензирующего органа стал сюрпризом. Оказалось, что справка, которую налоговая выдала фирме, содержала сведения только по головному подразделению, потому что в запросе был указан только один КПП, и не включала сведения по обособкам, где "висели" небольшие недоимки по НДФЛ и одновременно – сопоставимые переплаты, немного большие, чем недоимки.

В судах организации пока везет – три инстанции решили, что ИФНС, которая не провела зачет переплаты в счет недоимки, виновна в возникновении ущерба, причиненного фирме (дело № А05-1878/2018). Так что суды взыскали с налоговой госпошлину, уплаченную истцом "вхолостую", а также расходы по ее уплате (9500 рублей – видимо, комиссия).

Суды отметили, что налоговики, обнаружив переплату, могут ее зачесть в счет недоимок самостоятельно, без заявления налогоплательщика (в данном случае – налогового агента). К тому же, указание в запросе на справку только КПП головной фирмы "не могло служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым обязательствам", указала кассация – АС Северо-Западного округа  (Ф07-2027/2019).

Кстати, на днях проходила информация о решении ВС, который поддержал суды, спокойно отнесшиеся к тому, что налоговики не проводят зачет переплаты по НДФЛ в отношении налогового агента. Их аргумент – такая переплата не является НДФЛ, а представляет собой неопознанный платеж за счет средств фирмы. В том споре все это привело в конечном итоге к невозврату переплаты по НДФЛ. Решение, поддержанное ВС, вынес суд Центрального округа.