ВС позволил существенно сэкономить на НДС фирме, которой и без того досталось из-за техногенной аварии.

В организации произошла катастрофа: все оборудование цеха и спецтехника в результате аварии в одночасье превратились в груду бесполезных обломков. Фирме ничего не оставалось, кроме как списать 109 объектов ОС и оприходовать 304 тонны металлолома и несколько десятков годных запчастей.

Остаточная стоимость бывших ОС перевалила за 177 млн рублей, а уменьшить убыток удалось лишь на 200 тысяч – именно столько фирма выручила от продажи части металлолома (33 тонн).

Но налоговикам этого хватило, чтобы предъявить фирме претензии: мол, необлагаемую НДС операцию произвели, бывшее оборудование в ней использовали? – Будьте добры, восстановите НДС, принятый ранее к вычету при приобретении имущества. Почти весь: имущество было почти новым, износ – процентов 10. Налога доначислено 20 млн с "хвостиком".

Каждая судебная инстанция отменяла решение предыдущей: областной арбитраж решил соблюсти интерес бюджета, апелляция сжалилась над налогоплательщиком и отменила доначисление полностью, а окружной суд был готов добить капиталиста. Но последний в поисках справедливости пошел дальше (дело № А57-9401/2017).

ВС в целом оправдал надежды фирмы-истца, обратившись к природе НДС – к принципу его нейтральности (налог косвенный – уплачен-возмещен), а также к сущности ОС – они используются долго, постепенно окупая свою стоимость, которая переносится на стоимость произведенных товаров не единовременно, а по мере эксплуатации. Это условие не выполняется, если ОС уничтожено, как в данном случае. Поэтому о восстановлении НДС со всей остаточной стоимости речи идти не может.

Но и совсем ничего не платить тоже не получится: НДС следует восстановить в части стоимости металлолома, принятого к учету по результатам ликвидации объектов ОС и реализованного. Так что ВС направил дело на новое рассмотрение, при котором облсуд должен будет посчитать восстанавливаемую сумму налога (определение 306-КГ18-13567 от 21.12.2018).