Суды против учета расходов на рекламу товара фирмы в интересах дистрибьюторов

ООО «Л» занималось производством соков, напитков и детского питания.

ООО «Л» и ООО «П» (управляющая компания) заключили договор оказания услуг по управлению, в том числе, маркетингу (рекламе). Это были услуги по разработке, планированию и размещению рекламы в СМИ, на уличных объектах, в интернете. Разрабатывались сценарии для рекламных роликов, планировались акции. Все это подтверждается актами, отчетами агентов, счетами и счетами-фактурами.

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что 99% продукции ООО «Л» продавалось тому же ООО «П» (с которым был заключен и договор на распространение продукции) и другим дистрибьюторам. Товары проданы по фиксированным ценам – вдвое ниже цен дальнейшей оптовой реализации, а маркетинговые и рекламные услуги на цену не повлияли.

Установив снижение объема реализации и налога на прибыль, с учетом мнения привлеченных специалистов инспекция решила, что конечную выгоду от приобретенных маркетинговых и рекламных услуг получало ООО «П» и его "коллеги". Инспекция срезала расходы, понесенные в интересах третьих лиц, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

ООО «Л» сослалось на разделение функций по развитию, а именно – ООО «Л» отвечало за стратегический маркетинг, а ООО «П» – за торговый маркетинг. И, как следствие, расходы на стратегический маркетинг нес производитель продукции и владелец товарного знака (ООО «Л»).

Но суды трех инстанций (дело № А36-4222/2017) признали законным решение инспекции, решив, что услуги в пользу третьих лиц не подлежали учету в расходах в силу пункта 49 статьи 270 НК – как иные необоснованные расходы. Поскольку услуги переданы безвозмездно, то и НДС следовало исчислять из стоимости приобретения данных услуг самим истцом.

Суды (постановление кассации Ф10-4252/2018 от 22.11.2018) сослались на отсутствие реальной экономической самостоятельности, поскольку налогоплательщик фактически своей продукцией не распоряжался, а действия по оплате рекламы за других носили умышленный характер.