Компания заключила с предпринимателем договор на организацию питания работников. Работники питались по талонам, услуги по организации питания принимались компанией по реестрам, в которых указывалась информация о количестве талонов, их стоимости и общей сумме реализации, на которую произведен отпуск готовых блюд. Стоимость питания компания ежемесячно учитывала в косвенных расходах.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что в трудовых договорах положения о возложении на работодателя обязанности по бесплатному или льготному питанию отсутствуют. Положение об оплате труда обязанности по организации бесплатного питания не предусматривает. Колдоговор в компании не заключался. Инспекция признала затраты необоснованными, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Компания пояснила, что организация горячего питания на заводе связана с непрерывностью производственного процесса.

Суды трех инстанций (дело № А55-10742/2017) признали законным решение инспекции, установив, что столовая работала с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут, и обедать в ней можно было только в дневное время, в ночное время столовая не работала, что противоречит доводу о необходимости соблюдения непрерывности производственного процесса.

Суды разъяснили, что затраты на питание только тогда учитываются в расходах, когда они являются частью системы оплаты труда. Это объясняется тем, что включение сумм в состав расходов на оплату труда предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника.

Суды решили, что услуги оказывались непосредствено работникам, а не компании. Удержания из зарплаты за питание в столовой не производились. Персонифицированный учет расходов на питание работников в столовой не велся. НДФЛ не уплачивался.

Суды (постановление кассации Ф06-30828/2018 от 22.03.2018) также учли наличие в компании специально организованной комнаты, в которой работники могли принимать домашнюю пищу.