Компания занималась производством лекарственных препаратов и БАД под собственными товарными знаками. В 2012 году исключительные права на них приобрела ИП, но компания продолжила использование товарных знаков на основании заключенного с этой бизнес-вумен лицензионного соглашения. Суммы роялти по нему были учтены фирмой в расходах.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, признав расходы необоснованными. Установлено, что акционерами компании являются указанная предпринимательница и ее супруг (по 50% акций). Полученные от фирмы платежи переводились на их карточные счета.
Суды трех инстанций (дело № А40-34089/2017) признали законным решение инспекции, установив, что после заключения лицензионного договора все расходы, связанные с поддержанием товарных знаков (на рекламу и коммерческое продвижение продукции), несла фирма. Также установлено занижение стоимости товарных знаков при продаже - один из них продан в 20 тысяч раз дешевле рыночной цены.
Кассация (Ф05-16498/2017 от 09.11.2017) указала на «создание ... совместно с рядом аффилированных лиц схемы, направленной на вывод денежных средств из-под налогообложения, то есть получение необоснованной выгоды путем завышения расходов на выплату роялти по товарному знаку … являющихся в действительности скрытыми дивидендами».