Между ПАО (исполнитель) и ООО (заказчик) был заключен договор по трудоустройству работников ООО в ПАО и предоставлению им рабочих мест на условиях, не худших, чем до перевода. Необходимость заключения договора вызвана приостановкой производства в ООО. Согласно договору выплата зарплаты работникам с момента их трудоустройства производится исполнителем (ПАО) самостоятельно и за свой счет, заказчик не несет с этого момента соответствующих расходов.

Стоимость услуг составила 570 тысяч рублей с учетом НДС за каждого трудоустроенного работника. ООО заявило вычет в декларации по НДС. По результатам камеральной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав, что оказанные услуги не могут быть использованы для операций, облагаемых НДС, то есть ни в целях перепродажи, ни в целях использования результата этой услуги в производственной деятельности.

Компания утверждает, что операций, не подлежащих налогообложению НДС, перечисленных в статье 149 НК, не производила, а отсутствие выручки в этом периоде не является основанием для отказа в вычетах.

Суды трех инстанций (дело № А51-366/2017) признали законным решение инспекции, установив, что основным и единственным видом деятельности компании является производство автомобилей, а не деятельность агентств по подбору персонала или оказания услуг по трудоустройству. При этом работниками не были заключены с ООО договоры по поиску места работы, так же как и между ООО и ПАО не заключен договор на подбор персонала.

В решении кассации (Ф03-3856/2017 от 18.10.2017) указано: «фактически налогоплательщик понес расходы на услуги, связанные не с получением экономической выгоды, а с операциями по содействию своим работникам в трудоустройстве на другое предприятие, тем самым спорные услуги не направлены на получение экономической выгоды именно обществом и не связаны с операциями, являющимися в силу статьи 171 НК РФ объектом налогообложения НДС».