УФНС по Севастополю разъяснило нюансы оценки благонадежности контрагентов.

В первую очередь, налогоплательщику необходимо собрать значительный объем информации о контрагенте. Основной способ ее получения – запрос копий документов, подтверждающих правоспособность деятельности, у самого партнера. Это свидетельство о регистрации юрлица, о постановке на учет в налоговом органе, сведения из ЕГРЮЛ и учредительные документы.

Кроме того, сведения, подтверждающие добросовестность стороны сделки, возможно получить также из открытых источников. Например, на сайте ФНС есть информационные ресурсы, позволяющие проверить партнера: "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" – с его помощью налогоплательщик может получить информацию о том, является ли поставщик фирмой-однодневкой, зарегистрированной по адресу массовой регистрации.

Признаками проблемности взаимоотношений с контрагентом могут являться:

  • отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, подписании договоров,
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и/или производственных, и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);

В целях качественной проверки контрагента, по мнению налоговиков, необходимо мониторить его финансовое состояние, его репутационные риски и рынок соответствующих товаров (работ, услуг) не только при заключении договора, но и на протяжении его срока действия. 

При камералках по НДС используется риск-ориентированный подход. Сегодня система управления рисками АСК НДС-2 распределяет абсолютно все налоговые декларации по НДС по зонам риска. Таких критериев более 80, они постоянно совершенствуются на основе внутренней и внешней информации. АСК НДС-2 при проведении проверок помогает установить точки разрыва, а также определить роль плательщика в цепи поставок: является ли он выгодоприобретателем в данной сделке, или выполняет функции транзитной организации или использует фирмы-однодневки.

Так, например, если контрагент не отразил операции в налоговой декларации по НДС и книге продаж (либо совсем не представил налоговую декларацию, либо занизил стоимостные операции), а налогоплательщик при этом заявил вычеты по взаимоотношениям с этим контрагентом, то налоговый орган может предъявить свои претензии именно к конечному покупателю, так как конечный покупатель выбирал контрагента и действовал на свой риск.

Налогоплательщик, проверяя контрагентов, может оценить серьезность как новых, так и действующих контрагентов, и вести дела только с самыми надежными из них. Чем больше документов налогоплательщик сможет представить для подтверждения своей осмотрительности, тем меньше вероятность возникновения претензий со стороны проверяющих органов.