22 апреля 2015 года ИП направил в налоговую уведомление о переходе на УСН с даты постановки на налоговый учет (20 марта того же года). 30 мая инспекция уведомила об отказе в применении УСН в связи с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.13 НК. Несмотря на это, 30 апреля 2016 года предприниматель представил декларацию по УСН за 2015 год, а 14 июня – уточненную декларацию. Инспекция повторно направила сообщение о нарушении срока уведомления о переходе на УСН.

Предприниматель обратился в суд (дело № А50-29958/2016), полагая, что нарушение сроков подачи заявления о переходе на УСН при наличии обстоятельств, свидетельствующих о применении данной системы, не влечет запрета в ее применении. ИП также утверждал, что как-то раз получил от ИФНС требование об уплате налога по УСН, которое оплатил. Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН, по мнению ИП, подготовлено инспекцией через 532 дня после получения названного уведомления. При этом первичное уведомление существовало только со слов инспекции - предприниматель его не получал, налоговая его в суд не представила.

Тем не менее, суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 2 статьи 346.13 НК – вновь созданная компания или ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет. В противном случае они не вправе применять УСН.

В данном случае уведомление представлено через 2 дня после истечения указанного срока, следовательно, оснований для признания незаконным отказа в применении УСН с момента постановки на учет не имеется. Отклонен довод предпринимателя о приеме инспекцией декларации по УСН, указав, что инспекция не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации.